50
51
52
53
Л ЕГКИЕ "ВЕЗДЕ)Идея легкового автомобиля, способного уверенно чувствовать себя как на шоссе, так и на бездорожье, кажется, наконец, реализована. Солидные и комфортабельные "Мицубиси-Паджеро", "Джип-Гран Чероки", "Рейндж-Ровер", "Тойота-4-Раннер" и другие успешно доказали, что в одной машине можно соединить комфорт легкового автомобиля высокого класса с достойным поведением вне дороги. Это вполне реально для больших и мощных вездеходов (см. ЗР, 1993, № 3). Однако 21213. "Длинные": "Сузуки-Витара", "Киа-Спортидж", "Нива" ВАЗ-2129 (трехдверная), "Тойота-ПА\/4". "Длинные" машины - это, по существу, комфортабельные полноприводные универсалы с увеличенным дорожным просветом, хотя их возможности вне дорог значительно превосходят то, на что способны обыкновенные автомобили. Правомерно рассматривать данный класс как относительно дешевую альтернативу "полноразмерным" полноприводным. При цене (за рубежом) 12-20 основное назначение - ездить по дорогам с усовершенствованным покрытием, а в редких случаях преодолевать участки бездорожья (чаще по прихоти владельца, нежели по необходимости). Что же представляет собой легкий вседорожник середины 90-х годов? Это небольшой автомобиль с трехдверным кузовом, четырехместный, легкий, маневренный, экономичный и вместе с тем динамичный. Его концепция подразумевает не только высокие технические характеристики, но и такой аспект, какОбозрение ЗРJMHJBB.::'Г ".. ~ ""К? ДИтаиишдиид—iRAV4такие автомобили дороги, а эксплуатационные расходы на них высоки. Более доступны модели "легкого" класса - с двигателями рабочим объемом 1,6-2 л. Эта ниша рынка, на наш взгляд, далека от насыщения. Длиннобазных (пятидверных) моделей только три, да и моделей с короткой базой, которые можно причислить к этому классу, у известных производителей во всем мире насчитывается менее десятка. "Короткие": "Тойота-НАУ4", "КиаСпортидж", "Сузуки-Витара", "СузукиСамурай", "Дайхатсу-Роки", "ДайхатсуФероза", "Азия-Рокста", "Нива" ВАЗ-тысяч долларов это хорошие конкуренты, особенно если учесть расход топлива в хороших условиях - 8-12 л/100 км и лишь ненамного худшие динамические показатели. По проходимости они зачастую уступают "большим братьям" все-таки небольшие колеса, меньше крутящий момент двигателя на малых оборотах, относительно длинная база... Но тут необходимо расставить все точки над "i". Современный автомобиль повышенной проходимости (за редким исключением) изначально не рассчитан на длительную эксплуатацию вне дорог. Его"ToiioTa-RAV4" - последнее слово техники в этом классе.!•:. • • i, -- - • ч • • .ч ' • • ••удовольствие от вождения, причем для рассматриваемого класса этот критерий, пожалуй, определяющий. Рассмотрим по порядку представленные в нем машины. "Тойота-Р,АУ4" - самый современный оды"Киа-Спортидж" - вседорожный автомобиль новогопоколения из Южной Кореи.,/мические показатели, экономичность и комфорт. Вопреки традиционным взглядам на автомобиль повышенной проходимости, здесь нет понижающей передачи в раздаточной коробке (видимо, это оправдано внушительным крутящим моментом двигателя). Зато налицо все другие предпосылки хорошей проходимости: самые большие в этом классе колеса, блокируемые межосевой и (дополнительно) задний дифференциалы и, опять-таки, независимая подвеска всех колес. Длиннобазная пятидверная модификация этого автомобиля вот-вот появится в продаже."Дайхатсу-Фероза" при рамной конструкции весит почти столько же, сколько "Нива".колесная база и низкие пороги не делают его чемпионом по проходимости, невзирая на мощный двигатель и наличие понижающей передачи. Есть модификации как с постоянным приводом на все колеса и межосевым дифференциалом, так и без дифференциала с отключаемым передним мостом (вторая схема конструктивно проще и дешевле, что для этого класса автомобилей немаловажно, однако здесь теряется возможность постоянно использовать полный привод, например, на скользких дорогах). Общее количество модификаций"Сузуки-Самурай" самый маленький и самый легкий.СЕШЯЦ"Дайхатсу-Роки" - машина для серьезной работы , а не для праздных гуляк.и технологичный автомобиль из восьмерки. Независимая подвеска всех колес, новейший дизайн, двухлитровый шестнадцатиклапанный двигатель. Сочетание столь мощного двигателя, малой массы и отличной аэродинамики обеспечивает"Киа-Спортидж" - также одна из новейших моделей с большим выбором двигателей и современным кузовом, хорошими скоростными характеристиками, но более тяжелая и менее проработанная, нежели "Тойота". Длиннаявесьма велико. Покупатель может выбирать из двух вариантов кузова, трех двигателей, трех трансмиссий и двух вариантов отделки, не считая дополнительного оборудования. "Сузуки-Витара" - известная и хоро- машины слишком дорогой, но пробег 15 000 км в год (средний для индивидуального владельца) вполне ей по силам. Надо сказать, что двадцатилетней давности конструкция вовсе не плоха.• 1шаядшшо зарекомендовавшая себя машина выпускается уже более семи лет, но до сих пор пользуется спросом. Двигатель, хоть и не самый мощный в классе, обеспечивает очень легкой машине высокую скорость и хорошую динамику при умеренном расходе бензина. А вот проходимость у "Витары" посредственная, чего, к счастью, нельзя сказать о ее ездовых качествах на дорогах с твердым покрытием. Конструкторы "Сузуки", однако, готовят сюрприз. Новый двигатель - V-образная "шестерка" объемом два литра и мощностью около 130 л. с. обещает сделать из "Витары" автомобиль более высокого класса, как бы ТранЧероки" в миниатюре. "Сузуки-Самурай" - очень маленький и простой по конструкции, вариация на тему американского "Джип-С^б". Едва ли рама и зависимая рессорная подвеска целесообразны для совсем маленькой машины, зато надежность подвески колес не вызывает сомнений. Благодаря чрезвычайно короткой базе и большим колесам этот автомобиль мог бы быть хорошим вездеходом, но вот двигатель (1300 см 3 , 63 л. с.) не слишком "силен". Все же он способен разогнать "Сузуки" до 100 км/ч за 18 секунд и далее продолжать этот процесс до отметки 130. К сожалению, это опасно изза посредственной устойчивости узкой и высокой машины. "Дайхатсу-Роки" - небольшого размера автомобиль сделан, тем не менее, "как настоящий джип", а основным двигателем служит 2,7- литровый дизель с турбонаддувом. Серьезность конструкции подтверждает и масса - более 1,5 тонны, для которых 88 сил двухлитрового бензинового двигателя явно недостаточно. Впрочем, это не умаляет достоинств машины, а скорее приводит к мысли, что перед вами не какая-то игрушка, а "рабочий" автомобиль. "Дайхатсу-Фероза" - наиболее близкая к нашей "Ниве" модель, только с гораздо лучшими динамическими и экономическими показателями, с несколько меньшим объемом салона. Близкие габаритные размеры и масса "Ферозы" и "Нивы" не делают их близнецами. У японского автомобиля рамная 52 ЗРЛМ 49 АУЕ /5"Азия-Рокста относительно дорогая игрушка в стиле "Джип-CJ-S"."Сузуки-Витара", скорее, для шоссе, чем для бездорожья.конструкция, отключаемый передний привод, задняя подвеска на полуэллиптических рессорах. Хотя эти решения и реализованы на высоком техническом уровне, все же они не являются оптимальными для данного класса. Устойчивость этого "узкоколейного" (1330 мм) автомобиля также внушает некоторые опасения. "Азия-Рокста" - представитель стиля "ретро". Внешне он копирует знаменитый "Джип-CJ-S", правда, с искаженными в силу меньших размеров пропорциями. Конструкция "Роксты" все же не столь примитивна, как это кажется на первый взгляд. Конечно, у нее нет АБС или многоточечного впрыска топлива, но есть дисковые передние тормоза и стабилизаторы поперечной устойчивости в передней и задней подвесках. Привод переднего моста отключаемый, межосевого дифференциала нет. Стоит эта "игрушка" (серьезным автомобилем "Роксту" не назовешь) около 25000 марок - дороговато. Ведь даже с солидными двигателями (1,8 л - бензиновый или 2,2-литровый дизельный) для повседневной эксплуатации машина малопригодна. Зато где-нибудь на пикнике будет выглядеть стильно, в чем и состоит ее единственное, на наш взгляд, достоинство. А теперь вернемся к нашей "Ниве". Спроектированная 20 лет назад, она никогда не была машиной для сельского жителя, каковой ее нередко пытались представить. По сути - это автомобиль, предназначенный для поездок за город - на охоту, рыбалку, пикник, да ив городе по неубранным заснеженным улицам, покрытие которых оставляет желать лучшего.Она обеспечивает надежное поведение на дороге и высокую проходимость. (Известную беду - качество изготовления мы рассматривать не будем). Попробуем разобраться, какие же особенности "угадали" конструкторы "Нивы" для успеха в этом классе? Первая - неотключаемый полный привод с межосевым блокируемым дифференциалом. Вторая - независимая передняя подвеска. Третья - несущий кузов. Не случайно все три признака (разумеется, на новом техническом уровне) воплощены в конструкции самого современного автомобиля данного класса "Тойоты-ЯАУ4". Непременная принадлежность автомобилей этого класса - широкие шины. Даже у "слабосильного" "Самурая" 205/70R15 против 175/80R16 у "Нивы'.'..,. Причем на увеличение ширины колес идут главным образом ради улучшения внешнего вида автомобиля, а не его характеристик. Мнение конструкторов, что шины 175/80R16 обеспечивают достаточные сцепные качества и наилучшие экономические показатели не подлежит критике с профессиональной точки зрения. А вот с эстетической 205/70R16 - это минимум, причем любители могут позволить себе и более широкие покрышки, не считаясь с некоторым увеличением расхода топлива и снижением динамических показателей. Любопытно, что многие зарубежные эксперты напрямую связывают размер шин (см. таблицу) и форму колес с психофизической особенностью человеческого восприятия, разделяя внешний вид автомобиля на условно "сексуаль- Технические характеристики "вездеходов" легкого класса Параметр ^___^—-—Г Страна-изготовитель Мощность, л. с.(кВт) при об/мин —• Модель ТойотаRAV4" Япония 129(96) 5600 "КиаСпортидж" Ю. Корея 99(73) 5000 135(100)6000 70(51)4050 167/2500 177/4500 143/2500 1988 1988 2184 4/8; 4/16; 4/8 5М/4А "СузукиВитара"1 Япония 74(55) 5250 95(71)5600 122/3100 132/4000 "СузукиСамурай" Япония 63(47) 6000 "ДайхатсуРоки"1 Япония "ДайхатсуФероза" Япония "АзияРокста" Ю. Корея 86(63)5500 67(49) 4000 135/3500 142/2200 "Нива" ВАЗ-21213 Россия 80(5^)5400Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин180/3200100/350088(65)4600 / 95,2(70) 5700 73(54)3800 102(75)3400 157/3000 (128/4800 170/2200 245/1900/133/3200^~?^w^1689 4/8 5М :Рабочий объем, см319881590 1590 4/8; 4/16 5М/ЗА(4А) +1298Число цилиндров/клапанов Коробка передач2 Понижающая передача Постоянный привод всех колес Г Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея колес, мм: передних/задних Дорожный просвет, мм Размер шин Снаряженная масса, кг 'Максимальная скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Средний расход топлива, л/100 км Запас топлива, л Цена, ам. долл.1 234/16 5М/4А4/8 5М1998 2765 2765 4/8 5М +15891789 2184 4/8 5М4/16 5М-++ 3910 1735 1655 2360 1440/1440 210 205/75R15 1418 1438 1653 14.73 11,13 60 14700++++3710 1735 1695 2200 1460/1460 210 215/70R16 1155 170 10,1 9,1 58 17300_3620(4030) 1630(1635) 1655(1700) 2200(2480) 1395/1400 200 195SR15 1030 1150 144; 152 15,8 9,6 42(55) 13000_3440 1540 1675 2030 1300/1310 205 205/70R15 930 130 18 9,3 40 9500_3775(4100) 1580(1670) 1830(1915) 2205(2530) 1430/1430 200 215/80R15 1615 135_3685 1580 1720 2175 1330/1330 210 195/80R15 1220 ' 147 11,7 10,0 • 60 15700_3585 1688 1835 2132 1295/1295+ +3720 1680 1640 2200 1430/1400 215 175/80R16 1210 137 19 10,8 45 7800235/75R15 1280 1340 127; 108 20 11,6; 8,5 60 1360010,7 60 19800Размеры в скобках - для длиннобазных модификаций. М - механическая, А - автоматическая. С двигателем 135 л.с.ныи" (менее радикально - привлекательный) и "диссексуальный" (иначе вызывающий отвращение или безразличие). Это учитывают практически все современные производители автомобилей за рубежом. Но все же главное, к счастью, не шины. Во внешности подобного автомобиля должно присутствовать ощущение силы - а в облике "Нивы" оно есть. Все, что ей требуется - лишь "косметические" доработки, то, что называется английским словом фэйслифт. Подобная модернизация "Нивы" могла бы сделать ее намного привлекательнее для покупателей, особенно за рубежом. Хорошо бы отказаться и от расположения "запаски" под капотом (кстати, это не позволяет применить колеса большего размера или заметно изменить оформление передней части кузова). А вот расхожее мнение о недостаточном рабочем объеме двигателя едва ли справедливо. "Дайхатсу-Фероза" равной массы с двигателем даже меньшего объема имеет разгонную динамику, которая не снилась владельцу "Нивы", - благодаря современному многоклапанному мотору со впрыском топлива.Можно еще долго перечислять желаемые доработки, но основные из них, на наш взгляд, наружное крепление запасного колеса, топливный бак увеличенного объема, раздельные задние сиденья с регулировкой и, конечно, "свежий" внешний вид. Все это реально, без пересмотра основ конструкции, и стало бы хорошим дополнением к недавно осуществленной модернизации (см. ЗР, 1995, № 1). Без преувеличения можно утвер-ждать, что двадцать лет назад "Нива" опередила свое время, но сегодня приходится приспосабливать ее к новым условиям рынка. Однако ВАЗ рассчитывает обойтись теми изменениями, которые уже сделаны, а к концу десятилетия представить наследницу "Нивы". Надеемся, она сохранит наиболее удачные ее черты и не заставит ждать себя слишком долго. А. ФОМИН"Нива" ВАЗ-21213 - модернизированный вариант автомобиля 1977 года.