72
73
Большие светлые классы оснащены действующими макетами и агрегатами. Причем созданы они с помощью все той же Японии. Специалисты концерна "Хонда" завезли, установили и запустили все оборудование, предоставили учебные макеты современной автомобильной техники. Более того, преподаватели проходят стажировку непосредственно в учебных центрах концерна "Хонда" в Японии.АВТОМОБКорреспонденция нашего автора из Владивостока Александра СКРИПКО о том, что нового используют здесь для обучения водителей, кто и как получает "права". Живу я, как мне кажется, в одном из самых автомобилизированных городов России. Благодаря соседней Японии автомобиль, подобно телевизору или холодильнику, стал здесь обычным явлением в семье, и многим, наверное, будет небезынтересно узнать, как у нас становятся водителями категории В, ставшей столь популярной в последние годы. Начну с того, что в городе сформировано два полка (!) ГАИ - один подчинен городу, другой - краю. О степени подготовленности личного состава, профессиональной пригодности и отношении к работе - отдельный разговор, а здесь только скажу, что инспекторов ДПС порой приходится объезжать, как деревья в лесу, а их работа напоминает коммерческую структуру, где каждый заботится лишь о своем кармане. Общаемся с инспекторами довольно часто, что, как известно, вызывает мало положительных эмоций. А уж если у вас нет водительского удостоверения, то наши славные гаишники оставят вас просто голым, поэтому даже самые "крутые" стараются не тянуть с получением "прав". Вообще-то здесь на человека без водительского удостоверения смотрят как на неполноценного: только уж очень ленивый его не имеет. Сравнительно легкая возможность приобрести автомобиль "усадила" за руль людей, порой очень далеких от техники, - это пенсионеры и домохозяйки, которые сразу же находят места, куда им без машины ну просто не добраться, это юные дамы и школьники, это люди чисто гуманитарного склада, которые могут справиться разве что с авторучкой. Не открою секрета, такие ездоки несут опасность для окружающих (надеюсь в одном из материалов убедить в этом самых недоверчивых). 72 ЗРЛМ 4/95 А УЕ Водительское удостоверение у нас можно получить двумя способами. За 150 000 рублей (цены осени прошлого года) сдать экзамены в ГАИ после самоподготовки (экстерном), но это только в том случае, если у вас уже есть личный автомобиль, или же минимум за полмиллиона пройти двухмесячное обучение в одной из учебных организаций. Их количество растет с ростом числа ввозимых автомобилей - всем хочется легких денег. Казаки и те открыли свою учебную фирму. Сейчас в городе 30 таких организаций: согласитесь, для города с семисоттысячным населением это немало. Как правило, они ютятся в неприспособленных, обычно арендуемых помещениях (кто-то, например, умудряется готовить водителей в комнате для раскроя меховых изделий). Вот и ездят потом такие горе-водители с однимединственным ключом - зажигания, без насоса и домкрата, без запасного колеса; норовят заправить дизельный автомобиль бензином или пытаются открутить колесо у поддомкраченной машины, а порой встречаются индивидуумы, которые не знают даже, как открыть капот. Кто-то подумает, что это шутка. Нет, все действительно так. Когда почти ежедневно знакомишься со сводками ДТП, видишь изуродованные автомобили, зачастую с трупами людей, смеяться и шутить уже не хочется. Слава Богу, на фоне слабых учебных организаций существуют и мощные. Они тоже детище массовой автомобилизации Приморья. В качестве примера назову кафедру техобслуживания и ремонта автомобилей Дальневосточного технологического института, которая тоже готовит водителей.VНесколько слов об автомобилях, применяемых для обучения практическому вождению. "Жигулей" и "москвичей" мы, похоже, больше не увидим: изза драконовских железнодорожных тарифов на перевозку и низкого качества их ввоз в дальневосточный регион почти прекращен. На мой взгляд, есть свои минусы в том, что жители Приморья отлучены от отечественных автомобилей, но это если смотреть на проблему широко, а не с позиции владивостокского обывателя. Для обучения используются маши- ны, приобретенные в Японии. Они оборудованы уже там как учебные с наружными и внутренними дополнительными зеркалами; практически у всех усиленный ведомый диск сцепления, а у некоторых моделей еще и усиленные передний и задний бамперы. Инструктор может со своего места выключить двигатель, подать звуковой сигнал, включить или выключитьАвтомобильная жизньсложился интересный творческий коллектив, настоящие профессионалы: майоры милиции А. Делев, В. Петров, капитан С. Чарней и другие. Они не только принимают экзамены - работают с учебными организациями, контролируют состояние их базы, даже их рекламы! Недавно одна из шустрых коммерческих и программ и кончая компьютерными экзаменационными классами, причем билеты привозят вагонами. Немудрено, что впоследствии их можно купить в любом киоске, по 15-20 тысяч рублей за комплект. Чтобы экзамен больше не походил на фарс, ГАИ города сделала свой комплект экзаменационных билетов, отличный от того, что можно купить на каждом углу. Нового ничего не изобретали, просто взяли различные ситуации из всех ранее выпущенных билетов, включая ситуации из рубрики "Экзамен на дому" в журнале "За рулем", в различном порядке и перенесли их на новые (базовые) билеты. Простая, казалось бы, мера дала большой эффект: люди перестали зубрить билеты, а начали по-настоящему изучать Правила, вникая в каждый пункт, раздел. Что хотелось бы сказать в заключение? Раньше человек, получивший водительское удостоверение в Приморском крае, в частности во Владивостоке, ста-ЕТ С ВОСТОКАуказатели поворота. Скорость он контролирует по электронному цифровому указателю. Интересно отметить, что дублирующая педаль только одна - тормозная! Правда, с вакуумным усилителем, зачастую более мощным, чем у обучаемого. Конечно, на таком автомобиле приятно учить и учиться, хотя и здесь опять кое-что настораживает. Например, то, что обучение проходит на автомобиле с правым рулевым управлением. Но это структур, чтобы обойти конкурентов, заявила в рекламе по ТВ, будто дает стопроцентную гарантию сдачи экзаменов в ГАИ. Экзаменационному отделению пришлось поставить ее на место. Как и подобает автомобилизированному городу, это отделение ГАИ неплохо оснащено: современное импортное оборудование для выдачи водительских удостоверений нового образца, компьютеры, обрабатывающие всю информацию, наряду с электронно-механически-Учебные "Ниссан" и "Мазда" приобретены в соседней Японии. На них приятно учить и учиться.Щелчок тумблера - и работа электронной системы впрыска топлива у вас перед глазами.рЩ1•^^ьГЗкг ^зЗ*Щл^NEftИ ЩЩА этот макет дает полное представление об устройстве и работе рулевого управления четырьмя поворотными колесами.За считанные секунды стенд выдаст распечатку о состоянии всех систем двигателя.1L * JN^^^"v. SssЩ&<.2?:AСамая распространенная шестнадцатиклапанная "хондовская" "четверка" в разрезе. Фото В. Немировскогоyfне все. Один из руководителей ГАИ края разрешил обучать и принимать экзамены на машинах, оснащенных... автоматической трансмиссией. В таком автомобиле две педали - чтобы он поехал, надо нажать одну, чтобы остановился другую, вот и все! Чему тут учить. Может, это мое субъективное мнение, но хотелось бы через журнал узнать, что по этому поводу думают работники ГУ ГАИ России. Обучение окончено; следующий этап - сдача экзамена в ГАИ, вернее, в ее экзаменационном отделении. Здесьми экзаменационными машинами - компьютерный экзаменационный класс. И при всем при том экзамен проводится старым, "дедовским" способом - по билетам. Ну, а что это такое - все знают: любая программа для приема экзаменов больше месяца не продержится в секрете. Поэтому метод натаскивания по Правилам, как самый простой, взят на вооружение всеми, кто готовит водителей. С появлением же новой программы или новых билетов гонцы разлетаются во все уголки России и везут буквально все, что пригодится, начиная с билетовновился действительно водителем. Воспитанный тяжелыми дорожными и климатическими условиями, сложным рельефом дорог, отсутствием сервиса, он на дороге не был беспомощным - мог выйти из самой сложной ситуации и помочь другому. Теперь, увы, все больше наездников, которым при возникновении в пути элементарной поломки ничего не остается делать, как стоять с недоуменным видом перед открытым капотом, а то и просто сидеть в автомобиле с включенной "аварийкой", ожидая, что кто-нибудь поможет. З РЛМ 49 АУЕ /5 73