1984 года применяется в двигателях "жигулей". Позднее распределительный вал для двигателя ВАЗ-21213 был выполнен также на базе этого изобретения. Все новые кулачки отличаются исключительной плавностью профиля, которая обеспечивает надежную работу механизма газораспределения при суженных фазах. Профиль характеризуется кривизной (на рис. 1 показана тонкой линией). Пока мало кто знает, что оснащенные новыми распределительными валами двигатели УЗАМ обладают хорошей разгонной характеристикой и это позволяет легко трогаться с места при 1000 об/мин и двигаться (и ускоряться) на пятой передаче при 50 км/ч. Автомобиль "Москвич-21412" с таким модернизированным двигателем (модели -331.10) по динамике не уступает автомобилю "Москвич-2141" (с двигателем ВАЗ-2106), а с двигателем модели -3317 (1,7 л) превосходит ВАЗ-2108. Ездить на таком автомобиле приятней. В городе можно использовать на одну передачу выше, чем привыкли ранее, с соответствующим снижением частоты вращения коленчатого вала. Снижаются расход топлива и токсичность выхлопных газов, уменьшается склонность к детонации и теплонапряженность двигателя. При этом мотор под нагрузкой работает без перебоев даже при предельном снижении оборотов. В целом возникает ощущение увеличившейся мощности, и это в указанном диапазоне частот в самом деле так, хотя номинальная мощность при этом не изменяется (рис. 2). Новые распределительные валы выпускают в нескольких вариантах - для двигателей УЗАМ-412, -331.10, -3317. Установить вал несложно - требуется снять головку цилиндров, а после установки распредвала заново отрегулировать карбюратор и момент зажигания.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВ 10-м номере "За рулем" за 1994 год рассказано, как дефорсировать двигатель ВАЗ-2106 с помощью дополнительных прокладок. Но некоторые специалисты делать так не рекомендуют. Почему? Скорее всего, потому, что установка дополнительных прокладок между блоком цилиндров и головкой вызывает нарушение фаз газораспределения, повышает опасность прогара прокладок. Если бы этот способ дефорсирования был "открыт" вчера, такие доводы могли бы считаться убедительными. Но коллективный опыт Рис. 1. Смещение прокладок при неправильной сборке: 1 - головка цилиндров; 2 - прокладки; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень.тельно блока примерно на 1 мм, центрирующие втулки желательно удлинить на эту величину или подложить под них (в гнезда блока) шайбы толщиной 1 мм (рис. 2). Иногда в двигатель с номинальным диаметром цилиндра 79 мм (-21011, -2105, -2106) по ошибке устанавливают прокладку от двигателей -2101 или -2103 - с диаметром 76 мм. Результат тот же - прогар прокладки. Опасность прогара увеличивается во всех случаях, когда окантовка отверстия прокладки не имеет хорошего контакта с блоком цилиндров и головкой. Например, если болты головки затянуты недостаточно. Кроме того, если сама прокладка имеет дефекты окантовки. При покупке прокладки нужно внимательно ее осматривать. Прогары прокладки случаются даже на двигателях стандартной заводской сборки, например, вследствие езды на низкокачественном бензине (с калильным зажиганием или детонацией) или со свечами, слишком "горячими" по тепловым характеристикам. Не исключены эти явления и после дефорсирования двигателя несмотря на то, что рабочий процесс в нем несколько смягчается. Поэтому все требования к регулировкам систем двигателя остаются в силе. В заключение можно сослаться на опыт некоторых сотрудников журнала. После тщательно выполненной работы по дефорсированию двигатели ВАЗ-2105, -2103, -2106 у нас "нарабатывали" на бензине А-76 более 150 тысяч километров без каких-либо дефектов, вызванных переделкой. Как видим, практика остается критерием истины.Я купил "Ниву" около двух лет назад. После первой же зимы (всего с несколькими поездками) оба бампера оказались повреждены коррозией. Как защититься от нее? тысяч владельцев автомобилей, накопленный за два десятилетия, показывает, что этот способ дефорсирования (по крайней мере, для двигателей ВАЗ-2101...2106) вполне приемлем. Необходимо лишь, чтобы соответствующая работа (разборка-сборка) была выполнена тщательно и грамотно, а не кое-как. Случаи повреждения дефорсированного двигателя известны, но они составляют ничтожную долю по отношению к тем, которые работают долго и хорошо. Вот распространенные ошибки сборки. Головка центрируется относительно блока цилиндров с помощью двух втулок. Потеря хотя бы одной часто приводит к неправильной, со смещением, установке головки. В частности, прокладка может выдвинуться окантовкой отверстий в камеру сгорания (рис. 1), охлаждение окантовки резко ухудшается, и она прогорает. Так как при установке дополнительных прокладок головка поднимается относиК сожалению, алюминиевый сплав, из которого изготовлены бамперы некоторых автомобилей, включая "Ниву", не отличается высокой коррозионной стойкостью, уступая в этом стали, из которой сделан кузов. При систематической эксплуатации автомобиля на зимних дорогах, обработанных солесодержащими материалами, коррозия алюминиевых бамперов идет настолько быстро, что в некоторых характерных местах - вблизи стальных деталей (например, кронштейнов крепления к кузову) - она за пять-шесть лет проедает металл в несколько миллиметров толщиной! Ей способствует и то, что как раз в этих местах скапливается грязь, пропитанная солевым раствором. Если бампер сильно изъеден коррозией, продлить срок его службы непросто придется каким-то способом заделывать в нем дыры (например, приклепывая дюралевые или стальные накладки), поэтому лучше купить новый.Научно-производственная фирма "Мастер-Мотор". Продажа и установка специальных распредвалов, повышающих "тягу" и приемистость двигателей УЗАМ-331.10 и -3317 автомобилей "Москвич". Увеличение объема двигателей УЗАМ-331.10 до 1,6 л; -3317 до 1,8 л. Уфа, тел./факс (3472) 246-249. Москва, тел. (095) 534-20-12, факс 534-28-59. Ногинск, тел. (251) 4-30-99. С.-Петербург, тел. (812) 515-92-66. Е- mail (Internet), [email protected] com58ЗА РЛМ 4/95 УЕ