Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят? — журнал За рулем

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?

После Победы в СССР завезли множество автомобилей из Германии. И среди них встречались поистине уникальные экземпляры.

Продолжение. Начало смотрите тут.

Высшее общество

Среди иномарок, привезенных в Союз, было немало дорогих, самых престижных в предвоенной Германии автомобилей. Иногда даже и уникальные экземпляры. Роскошные лимузины и кабриолеты поражали не только невиданным комфортом, но и необычными техническими решениями.

Верхнеклапанные многоцилиндровые двигатели развивали 100–150 л.с., некоторые имели двойное зажигание — от аккумулятора и магнето, да по две свечи на цилиндр.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Редчайший Adler Trumph Junior с кузовом фирмы Buhne. Таких сделали всего 22 штуки. Аккуратная пластиковая крыша вместо тента — творение московского владельца.
Редчайший Adler Trumph Junior с кузовом фирмы Buhne. Таких сделали всего 22 штуки. Аккуратная пластиковая крыша вместо тента — творение московского владельца.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Adler Trumph Junior — экзотическая для нашей страны переднеприводная конструкция с мотором мощностью 32 л.с. и механическими тормозами.
Adler Trumph Junior — экзотическая для нашей страны переднеприводная конструкция с мотором мощностью 32 л.с. и механическими тормозами.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Шестицилиндровый, с тремя карбюраторами 80‑сильный BMW 327/328 c неродными колесами, фарами от ВАЗ‑2106 и подфарниками от Москвича‑412.
Шестицилиндровый, с тремя карбюраторами 80‑сильный BMW 327/328 c неродными колесами, фарами от ВАЗ‑2106 и подфарниками от Москвича‑412.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?У некоторых BMW была необычная для нашей страны торсионная подвеска.
У некоторых BMW была необычная для нашей страны торсионная подвеска.

Майбахи...

В диковину были и коробки с овердрайвом — повышающей передачей, обычно включаемой отдельным рычагом. А на огромных автомобилях Maybach вообще стояли пятискоростные полуавтоматические коробки — некое подобие современных роботов. Сцепление водитель выжимал только трогаясь, а на ходу переключал передачи маленьким рычажком. Всё остальное делала вакуумная система, работающая от разряжения во впускном коллекторе.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Maybach SW38 в обычном московском дворе. Автомобиль — с 6‑цилиндровым двигателем мощностью 140 л.с. и пятиступенчатой полу­автоматической коробкой передач.
Maybach SW38 в обычном московском дворе. Автомобиль — с 6‑цилиндровым двигателем мощностью 140 л.с. и пятиступенчатой полу­автоматической коробкой передач.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Хорошо известный в СССР Maybach SW42 со 140‑сильным мотором долго жил в Краматорске. Сейчас — в частной коллекции в Подмосковье.
Хорошо известный в СССР Maybach SW42 со 140‑сильным мотором долго жил в Краматорске. Сейчас — в частной коллекции в Подмосковье.

Мерседесы...

О Мерседесах с компрессорами советские водители рассказывали потом годами.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Родстер Mercedes-Benz 540K Артура Лештина, уехавший в 1967 году в Швецию.
Родстер Mercedes-Benz 540K Артура Лештина, уехавший в 1967 году в Швецию.

Мощность 155‑сильного восьмицилиндрового двигателя Mercedes-Benz 540K при включении компрессора вырастала до невиданных нашими водителями 180 л.с. Правда, инженер Юрий Хальфан в своей книге 1948 года «Описание конструкций автомобилей иностранных марок» предупреждал: «Компрессор следует включать только в случае острой необходимости, например, для быстрого проезда перекрестков, ускоренных разгонов, для преодоления коротких крутых подъемов».

Обороты коленвала при этом должны были быть не менее 1000 (на щитке компрессорных Мерседесов, естественно, стоял тахометр), а при достижении 3400 об/мин компрессор рекомендовали выключить. Работать устройство должно было не более минуты. Известный некогда московский коллекционер и реставратор Артур Лештин вспоминал, как компрессор Мерседеса уберег его от столкновения с внезапно вышедшим на провинциальную дорогу бычком.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Абсолютно живой в середине 1970‑х годов Mercedes-Benz 230 семейства W143. Такой автомобиль с 55‑сильным двигателем объемом 2,2 л вся страна знала по сериалу про Штирлица.
Абсолютно живой в середине 1970‑х годов Mercedes-Benz 230 семейства W143. Такой автомобиль с 55‑сильным двигателем объемом 2,2 л вся страна знала по сериалу про Штирлица.

Многие и, кстати, не только дорогие, немецкие автомобили имели комфортные, полностью независимые подвески, мощные отопители салона, запирающиеся рулевые колонки и систему централизованной смазки узлов шасси, так поразившую советских автолюбителей в 1956 году на первой Волге и избавлявшую водителя от необходимости лазить под автомобилем со смазочным шприцем.

Среди самых редких автомобилей — огромные Mercedes-Benz 770K с моторами мощностью до 230 л.с. - это предвоенный флагман фирмы. Привезли и Майбахи. Учитывая, что эта фирма с 1921 по 1941 год построила всего около 1200 шасси, а машин даже и сейчас в России немало, легко предположить, что большинство огромных, а теперь и баснословно дорогих лимузинов и кабриолетов попали после войны именно в СССР.

Хорьхи...

Много было и престижных Хорьхов.

На лимузине Horch 951 после войны возили, к слову, академика и автомобильного инженера Евгения Чудакова, а на кабриолете модели 853 — знаменитого архитектора Алексея Щусева. Уже будучи секретарем ЦК КПСС, Дмитрий Устинов — во время войны нарком вооружений, передал свой застоявшийся где-то Horch на ижевский автозавод. Откуда он, к слову, уже в перестройку бесследно исчез.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Один из тридцати родстеров Horch 930, построенных ателье Erdmann & Rossi, из Калинина (ныне Тверь), переехал в Москву к Артуру Лештину, а затем в Ригу и потом в Германию. Снимался в картинах «Безымянная звезда» и «Долгая дорога в дюнах».
Один из тридцати родстеров Horch 930, построенных ателье Erdmann & Rossi, из Калинина (ныне Тверь), переехал в Москву к Артуру Лештину, а затем в Ригу и потом в Германию. Снимался в картинах «Безымянная звезда» и «Долгая дорога в дюнах».

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Реставрацией этого Хорьха 830BL латышский коллекционер Эдгар Гасунс занимался десть лет.
Реставрацией этого Хорьха 830BL латышский коллекционер Эдгар Гасунс занимался десть лет.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Двигатель V8 рабочим объемом 3,8 л c двумя карбюраторами на Хорьхе 830 развивал 92 л.с.
Двигатель V8 рабочим объемом 3,8 л c двумя карбюраторами на Хорьхе 830 развивал 92 л.с.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Хорьхи отличала хитрая задняя независимая подвеска.
Хорьхи отличала хитрая задняя независимая подвеска.

В общем, на подобных автомобилях сразу после войны ездила советская элита — руководители, высокопоставленные военачальники и знаменитые актеры. По воспоминаниям современников, у певицы Лидии Руслановой и ее мужа генерала Владимира Крюкова было четыре автомобиля, в том числе Horch 951А и два Мерседеса.

Первым владельцем уникального, сделанного в 1940 году специально для гонок Mille Miglia в Италии, спортивного BMW 328 Mille Miglia стал летчик и сын наркома Алексей Микоян.

В СССР оказался и двухдверный Mercedes-Benz 770 — сделанный в 1940 году в единственном экземпляре по заказу шаха Ирана, но так к нему и не попавший.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Редкий родстер ателье Erdmann & Rossi на шасси Horch 853. Таких сделали всего пять. Один даже подарили Герингу.
Редкий родстер ателье Erdmann & Rossi на шасси Horch 853. Таких сделали всего пять. Один даже подарили Герингу.

Но довольно скоро ездить на трофейных автомобилях высоким руководителям стало не очень прилично. Они пересаживались в Победы и ЗИМы, а довоенная роскошь оседала в гаражах, переходила в руки менее публичных, но близких к первым владельцам граждан, или просто оказывалась в комиссионном магазине. Ветераны ретродвижения вспоминали, что на рубеже 1950‑х, когда новый Москвич‑400 стоил 9000 рублей, а Победа — 16 тысяч, Horch или богатый Mercedes можно было купить за 15–18 тысяч. А простые, не столь престижные модели и вовсе за 3–10 тысяч рублей.

Недорогих машин, естественно, было большинство, но и они удивляли разнообразием и отличались долгожительством.

Где они теперь?

Особо активный вывоз редких автомобилей за границу начался в конце 1980‑х годов. Машины из Союза осели, в основном, в Германии и США. Судьбы некоторых экземпляров известны.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Один из четырех гоночных BMW 328 Mille Miglia 1940 года после войны принадлежал Алексею Микояну. Потом им владел московский гонщик Алексей Подкутов, затем рижанин Гвидо Адамсон. Наконец, через Германию автомобиль переехал в США, где за 5,6 млн долларов был продан в частную коллекцию.
Один из четырех гоночных BMW 328 Mille Miglia 1940 года после войны принадлежал Алексею Микояну. Потом им владел московский гонщик Алексей Подкутов, затем рижанин Гвидо Адамсон. Наконец, через Германию автомобиль переехал в США, где за 5,6 млн долларов был продан в частную коллекцию.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Известный в Москве Mercedes-Benz 770K, сделанный в единственном экземпляре для шаха Ирана, был белым, затем — черным. После реставрации в США почему-то стал вишневым. Цена подобных Мерседесов — около 3 млн долларов.
Известный в Москве Mercedes-Benz 770K, сделанный в единственном экземпляре для шаха Ирана, был белым, затем — черным. После реставрации в США почему-то стал вишневым. Цена подобных Мерседесов — около 3 млн долларов.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Один из гоночных автомобилей Auto Union, после войны оказавшийся на ЗИЛе, позднее спасли от сдачи в утиль рижские любители ретро. Из Рижского мотор-музея машина переехала в музей Audi в Ингольштадт — немцы ее выкупили как свою реликвию. В Риге — действующая копия. Оригинал оценивают нынче примерно в 15 млн долларов.
Один из гоночных автомобилей Auto Union, после войны оказавшийся на ЗИЛе, позднее спасли от сдачи в утиль рижские любители ретро. Из Рижского мотор-музея машина переехала в музей Audi в Ингольштадт — немцы ее выкупили как свою реликвию. В Риге — действующая копия. Оригинал оценивают нынче примерно в 15 млн долларов.

В ролях

Множество трофейных автомобилей — массовых и редких, на радость юным фанатам, снимали в советском кино — в основном, конечно, про войну. Немало машин погубили в батальных сценах. Хотя некоторые, к счастью, выжили.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Opel Admiral с кузовом кабриолет в картине Бориса Барнета «Подвиг разведчика», 1947 г.
Opel Admiral с кузовом кабриолет в картине Бориса Барнета «Подвиг разведчика», 1947 г.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?На первом плане Maybach SW38. Фильм „Женя, Женечка и „катюша“, режиссер Владимир Мотыль, 1967 г. Этот же автомобиль мелькает и в фильме „Мир входящему“.
На первом плане Maybach SW38. Фильм «Женя, Женечка и „катюша“, режиссер Владимир Мотыль, 1967 г. Этот же автомобиль мелькает и в фильме „Мир входящему“.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Horch 951 уже с неродными фарами и колесами в фильме «Проверка на дорогах» (1971 г., режиссер Алексей Герман).
Horch 951 уже с неродными фарами и колесами в фильме «Проверка на дорогах» (1971 г., режиссер Алексей Герман).

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Horch 853 Александра Ломакова снимали в сериале «Щит и меч» (1968 г., режиссер Владимир Басов) и во множестве других картин.
Horch 853 Александра Ломакова снимали в сериале «Щит и меч» (1968 г., режиссер Владимир Басов) и во множестве других картин.

Самые шикарные трофейные авто в СССР — где они теперь? Сколько стоят?Знаменитый Adler Trumph Junior на агрегатах Москвича‑407 — герой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967 г.
Знаменитый Adler Trumph Junior на агрегатах Москвича‑407 — герой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1967 г.

О том, как трофейные автомобили дожили до наших дней, мы еще расскажем. Заходите почаще!

Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
5:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: