Уникальный внедорожник СССР и его зарубежные аналоги: что он взял у немцев?

ЛуАЗ-969 – один из самых необычных отечественных автомобилей.

Внедорожники из Луцка – далеко не самые массовые и известные автомобили СССР.  Зато ЛуАЗ, отличающийся очень необычной конструкцией, – первый в Союзе внедорожник, который продавали частникам.

На создание гражданского ЛуАЗ‑969 и армейской амфибии ЛуАЗ‑967 и подготовку их производства ушло почти полтора десятилетия.

Зарубежных аналогов у этих машин было совсем немного.. Но тем интереснее понять, как конструкция ЛуАЗа смотрелась на фоне иномарок.

Прямой аналог ЛуАЗа – немецкий DKW F91 Munga выпускали с 1956 года. Автомобиль с базой 2000 мм был значительно тяжелее ЛуАЗа – снаряженная масса DKW составляла 1085 кг, поскольку он имел классическую раму. В основе конструкции – еще предвоенные переднеприводные микролитражки DKW. Munga поначалу тоже имела подключаемый задний привод. Но в 1962 году для упрощения перешли на постоянный полный привод.
Полностью независимые торсионные подвески ЛуАЗа концептуально похожи на те, что были у Фольксвагена. Но схема – иная. На DKW стояли поперечные рессоры, на Штейере – пружины.
Производство амфибии ЛуАЗ‑967 начали в 1973 году. Машина с колесной базой 1900 мм и снаряженной массой 920 кг по «начинке» и конструкции идентична ЛуАЗ‑969. Кузов – герметичный цельнометаллической с интегрированной рамой.
Кузов амфибии ЛуАЗ‑967 – так называемого транспортера переднего края (ТПК) – простейшая «ванна» с высокими бортами.

Плоды просвещения

Типичная для советского автопрома история: когда появились первые прототипы ЛуАЗа, они представляли собой очень интересную и даже передовую конструкцию. Но компактные внедорожники с минимальным комфортом и слабыми моторами были, по сути, спецмашинами, спрос на которые во всём мире падал.

Конечно, при дефиците полноприводных машин в СССР к луцким автомобилям с их прекрасной проходимостью покупатели еще долго сохраняли интерес. Но сравнивать их с большинством аналогов конца 1970‑х, тем более, 1980‑х годов уже не было смысла.

  • Феноменальный транспортер АТ-Л (еще один советский уникум) в деле смотрите тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в