Как сэкономить на масле и не запороть двигатель?

Можно ли заливать масло низкого качества или другой вязкости? Когда лучше менять масло? Как не нарваться на подделку? Эксперт ответил на самые важные вопросы.

Можно ли более вязким маслом загубить мотор?

Первая цифра в обозначении масла по SAE влияет только на пусковые свойства мотора. Если вместо масла 0W залить 10W, в мороз оно станет таким густым, что стартер не прокрутит коленвал, а насос не сможет прокачать масло.

На работу прогретого двигателя эти цифры никакого влияния не оказывают. А вот с числами после W нужно быть аккуратнее.

Вроде бы, чем больше высокотемпературная вязкость, тем лучше. Но это не так. И если вместо рекомендованной «тридцатки» залить «шестидесятку» (по принципу «кашу маслом не испортишь»), двигатель может не только потерять мощность, но и выйти из строя.

Теплопроводность масла невысокая. И чем толще масляная пленка, тем хуже охлаждается поршень. При нагреве он расширяется, при этом резко возрастает трение, что может привести даже к заклиниванию мотора.

Поэтому при выборе масла не отклоняйтесь от заводских рекомендаций больше, чем на одну ступень. К примеру, второе число в обозначении может быть, скажем, 30 вместо 40. Менее вязкое масло поможет несколько снизить расход топлива.

Большинство современных моторов имеет компактную конструкцию с узкими масляными каналами, рассчитанными именно на маловязкие масла (0W-20). Более вязкий продукт в них может просто застрять.

Загубить мотор может любое отклонение от рекомендованной заводом вязкости – как в меньшую сторону, так и в большую.

Можно ли использовать масло, чей уровень качества ниже рекомендованного?

Только в критических ситуациях. Например, если вдали от цивилизации движок остался без масла, а подходящего в местном магазине нет. Лучше долить хоть какое-то масло (например, SN вместо SP). А после устранения неисправности обязательно сменить его на рекомендуемое.

Масла группы SP создавались не только ради экологии, но и для предотвращения такого опасного явления, как LSPI (Low Speed Pre Ignition – преждевременное воспламенение смеси в цилиндрах) в моторах с непосредственным впрыском топлива. Они почти не оставляют зольных отложений на головках поршней, тарелках клапанов и стенках камеры сгорания.

Кроме того, состав базовых масел таких продуктов обеспечивает эффективный отвод тепла от поршней с малыми сечениями дренажных каналов. Поэтому заменять их на более дешевые масла неразумно.

Какие масла чаще подделывают – отечественные или импортные?

В основном, импортные, особенно в нынешние времена. Отечественные тоже подделывают, однако такой фальсификат разливают в основном не в канистры, а в бочки!

Рядового потребителя это касается в меньшей степени, а вот сервисменам стоит быть повнимательнее.

Правда ли, что правильно сконструированный мотор масла не потребляет?

Масло неизбежно угорает в цилиндрах, на поверхности которых всегда присутствует тонкая масляная пленка. Кроме того, оно частично выносится через систему вентиляции картера.

А у наддувных двигателей масло через газодинамические уплотнения турбокомпрессора попадает в компрессорную часть, а оттуда – в цилиндры. Причем по мере износа расход масла «через турбокомпрессор» растет.

Почему современные двигатели потребляют больше масла, чем предшественники?

Для некоторых современных моделей нормой считается расход масла литр и более на 1000 км. Виноват даунсайзинг – стремление к уменьшению всех элементов мотора при одновременном повышении мощности.

Чтобы поршни сохраняли прочность, зачастую отказываются от нормального дренажа. Старые конструкции вместо крошечных отверстий имели прорези. Масло плохо отводится и потому сгорает.

Компрессоры, поднимающие мощность, тоже нуждаются в смазке – отсюда и повышенный масляный аппетит.

Как скорость автомобиля может влиять на расход масла?

Чем выше обороты, тем быстрее угорает масло.

Кроме того, чем выше давление, тем больше прорыв газов через поршневые кольца. Из-за этого вырастает количество картерных газов, которые выносят масло во впускной трубопровод. Оттуда оно попадает в цилиндр и сгорает.

Лучше менять масло в двигателе весной или осенью?

Если осенью пробег автомобиля после предыдущей замены уже достаточен (больше 5-7 тысяч км), масло есть смысл заменить. В летнюю жару деградация масла обычно ускоряется высокими нагрузками на двигатель (повышенные скорости, езда с грузом)

Но если зимой автомобиль почти не ездит, можно дождаться весны. Потому что в зимний период при скромных пробегах масло страдает от разбавления несгоревшим топливом и насыщается влагой.

Современные масла больше трех лет не хранятся, а некоторые и того меньше – всего 18 месяцев. Это обусловлено изменением рецептур и невысокой стабильностью новых типов присадок.

Когда расход масла возрастает – зимой или летом?

Однозначного ответа нет. В жаркую погоду расход масла возрастает, поскольку его вязкость падает.

Любопытно, что расход может увеличиться и в сильный мороз: для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора форсунки фактически начинают лить топливо в камеру сгорания, что приводит к разжижению масла.

  • Когда и как менять масло, надо ли заполнять фильтр — читайте тут.
  • «За рулем» можно читать в Телеграм

Подпишитесь на «За рулем» в