233
метра на 0,4 и 0,8 мм. В нижних го ­ ловках стальных шатунов установлены биметаллические вкладыши, а в верхних - бронзовые втулки. Срок службы втулок довольно велик. В случае износа их заменяем новыми и доводим внутренний диаметр разверткой. Смазанный палец должен входить во втулку от усилия руки. Есть шатуны из алюминиевого сплава без втулок в верхних головках. Снижение массы шатуна увеличивает ресурс вкладышей. В старых моделях компрессоров вам могут встретиться шатуны с масляными каналами к верхней головке, для смазки поршневых пальцев под давлением. Такие шатуны комплектовались чугунными поршнями.Для замены шарикоподшипников нет необходимости снимать головку и блок цилиндров. Достаточно снять крышки подшипников.А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКУКРЕПЛЯЕМ КАБИНУИногда на автомобилях КамАЗ после нескольких лет эксплуатации проем ветрового стекла кабины теряет жесткость. При движении по неровной дороге передняя часть крыши трясется так, что резиновый уплотнитель стекла сползает с рамки, и между ними появляется щель. Чтобы не затевать капитальный ремонт кабины, связанный с приваркой усилительных накладок, можно поступить так. Стальной пруток, диаметром 10 мм и длиной на 100 мм больше удвоенной высоты стекла, сгибаем пополам и разводим концы на ширину отверстий крепления ручки передка. В месте сгиба привариваем болт М8, а на концах нарезаем резьбу М8. В отбортовке крыши по центру кабины сверлим со ­ ответствующее отверстие. Гайками с шайбами закрепляем распорку в отверстия от ручки внизу ив отбортовку вверху. Теперь жесткость проема восстановится.На компрессоре КамАЗа дополнительно извлекаем стопорное кольцо подшипника (со стороны приводной шестерни). Нанося удары в диаметрально противоположных точках подшипника через металлический стержень диаметром около 14 мм, выбиваем подшипник.При монтаже шатунов крышки нижней головки ориентируются так, чтобы замки вкладышей на них и шатунах находились с одной стороны. Негодный сальник передней крышки извлекаем отверткой через край крышки, поддев противоположную его сторону. Новый сальник равномерно осаживаем молотком до упора в буртик крышки, поджимной пружиной внутрь. Сборку и установку компрессора проводим в обратной последовательности. Головку затягиваем в два приема с окончательным моментом 1,2-1,7 кгс-м. При сборке используем новые прокладки. Чтобы при случайной поломке Чтобы снять блок цилиндров, ключом "на 17" компрессора его детали не попали в отворачиваем шесть гаек крепления его к карраспределительные шестерни дви ­ теру... гателя, в моторах ЯМЗ на картер компрессора ставят специальную решетку. Известны случаи попадания во впускные коллекторы двигателя, а затем ив его цилиндры деталей разрушившегося разгрузочного устройства. Поэтому целесообразно установить металлическую сетку между впускным патрубком и блоком цилиндров.ИЗВЛЕКАЕМ ПОДШИПНИКВместе с изобретением подшипников хитроумные люди придумали множество способов их демонтажа. От самого простого и жесткого - молотком и зубилом, до всевозможных съемников. К сожалению, последними не всегда воспользуешься - может не оказаться под руками или не подходить по размерам. Чтобы ИЗ1' г' 3 влечь подшипник из глухого отверстия, существует малоизвестный, но эффективный способ. Полость внутреннего кольца подшипника 2 нужно до краев заполнить стружкой хозяйственного мыла (подойдет и стеарин от свечки) 1, утрамбовать ее и следом забить подходящую выколотку 3 - болт или деревянную чурку. После нескольких ударов молотком, подшипник невредимым выдавливается из гнезда. ЗР 4/98...и снимаем его со шпилек. 31 СвоимиСилами233