106
107
ЭКСПЕРТИЗАТАХОМЕТРИЧЕСКИИ ЭТЮДЦифровые тахометры - приборы или сувениры?1 о пп ^^ ия^вJ.UUМихаилКОЛОДОЧКИНfcfe^^^Б. U и ШшшшшшяшвЯ•••••••••С появлением цифровых наручных часов многим казалось, что эра их механических собратьев навсегда ушла в историю. Однако произошло нечто необъяснимое. Проиграв молодому сопернику вчистую несколько первых раундов, механические часы затем нанесли ему сокрушающий удар, отбросив в область дешевых одноразовых изделий. С тахометрами ситуация несколько иная. Ворвавшись в нашу жизнь на "третьей" модели "Жигулей", тахометры впоследствии почему-то оказались невостребованными ни на "пятерках", ни на "восьмерках", ни на "волгах"... Для измерения частоты вращения двигателя владельцам указанных машин приходилось приобретать крохотные приборчики со "слепыми" шкалами и тоненькими стрелками, которые имели ярко выраженный сувенирный характер и реальной пользы, к сожалению, принести не могли. Природа же, как известно, не терпит пустоты. В результате на рынке появились цифровые тахометры, претендующие на роль настоящих приборов. О том, насколько обоснованы эти притязания, и пойдет дальше речь... Итак, покупаем недорогой цифровой тахометр для четырехцилиндрового двигателя и попробуем разобраться, что это такое - прибор или игрушка... В результате поисков было приобретено три изделия: TX-290S, ТХ-310 и FVMix. (Любовь отечественных производителей к "ненашенским" названиям носит характер эпидемии и выветрится, по-видимому, еще не скоро). Стоимость всех изделий на момент покупки составляла от 80 до 130 рублей. Внешний вид приборов приведен на фото, а краткие сведения из их технических описаний собраны в табл. 1. Покрутим изделия в руках. Первые1 1Таблица 1 Таблица 2 Результаты измерения напряжений в режиме вольтметра Напряжение ТХ-310 питания. В 7.0 8.8-9,2 9,3 9.3 9,4 9.6 10,1 11,2 12^ 13,2 14,2 15.2 16,2 8.9-9.1 8,9-9,1 8,9-9,3 8,9-9,1 9,4 9,9 11 11,9-12 12£ 13.9 14,9 15,9 16,9 FV-Mix ТХ-310 Тахометрвольтметр FV-Mix Тахометрвольтметр 200-7000 100-7000 ±10 ±10два - явные "близнецы-братья", произвоСлева направо: TX-290S. ТХ-310, FV-Mix. дители которых, похоже, стесняются сознаться в авторстве. Инструкция по эксплуFV-Mix особым дизайном тоже не атации первого из "близнецов" вместо адблещет, но сделан культурнее. Вместо реса изготовителя зачем-то сообщает нам клейкой подушечки применена многораназвание нашей северной столицы, а втозовая "липучка". Никаких согласующих рая вообще не содержит никаких подобблоков здесь нет, а подключение осущеных сведений. Тем не менее сходство наствляется через пятипроводный разъем, лицо: одинаковые этикетки, идентичные явно не украшающий конструкцию. Налиупаковки и описания, а также, увы, невычие двух дополнительных проводов дает разительные пластмассовые корпуса с возможность применить изделие на автобольшим количеством облоя... Кроме томобиле с двухкатушечным статическим го, оба изделия содержат черный трехпро- распределением зажигания, а также на водный жгут, на конце которого присутстВАЗ-1111. вует так называемый "согласующий блок". Перед установкой на автомобиль поЕго назначение заключается, скорее всепробуем подключить все три изделия в лаго, в снижении амплитуды сигнала, снимабораторных условиях. Запутаться в трех емого с первичной обмотки катушки зажиразноцветных проводах довольно трудно, гания. Интересно, а как протаскивать этот тем более что на всех приборах цвета одблок из салона под капот? ноименных проводов совпадают. ОднакоКраткая техническая характеристика цифровых тахометров Наименование Назначение TX-290S ТахометрДиапазон измеряемых частот, об/мин Погрешность измерения. об/мин100-7000±108 8.2 9,0 9,5(от 1000 до 4000) (от 1000 до 1500) ±100 ±50(от 4000 до 7000) (от 1500 до 7000) Напряжение питания,В Потребление энергии Диапазон рабочих температур, = С Регулировка яркости Отсутствует Ручная трехступенчатая (100%-60%-0%) Цена. руб. 80 90 130 Автоматическая -20...+50 -30 ...+60 Не более 2 Вт Не более 2 Вт Не более 250 мА 10,5-16 10.0-16 9-1710 11 12 13-14 15 16 17106ЗР 4/98 .лкартинки, иллюстрирующие порядок подсоединения проводов на разных моделях автомобилей, приводятся только в инструкции к FV-Mix. Включаем питание. Индикаторы изделий ТХ-290 и ТХ-310 вспыхивают зеленым цветом, а на изделии FV-Mix - красным. Для начала "пробежимся" по всему диапазону напряжения питания, проверяя точность работы вольтметров. Полученные данные отражены в табл. 2. В ней жирным шрифтом выделены показания вольтметров в диапазоне напряжений, заявленном изготовителями. (При иных напряжениях они имеют право ошибаться.) Из приведенных данных следует, что в режиме вольтметра оба изделия полностью соответствуют своим паспортным данным. Теперь займемся непосредственно режимом тахометра. Подаем на все три изделия сигналы с генератора, имитирующего работу прерывателя, контролируя частоту по электронному частотомеру. Показания трех испытываемых изделий (в тысячах об/мин) приведены в табл. 3. Получилось нечто интересное. Все три изделия перекрыли свой рабочий диапазон и уверенно добрались до отметки 9900 об/мин. А вот что касается точности, то об этом разговор особый... ТХ-290, как самый простой из всех, честно отработал с точностью ±10 об/мин примерно до 1500 об/мин, после чего последняя цифра трехразрядного индикатораТаблица 3 Показания приборов в режиме тахометра Частота. Пу число обмин Показания индикаторов, обмин TX-290S | ТХ-310 15.5/465 20*00 23/690 24/720 25750 27В10 30900 ЗЭ.3'1000 35/1050 51/1530 52.4/1572 52.8/1584 66.62000 8О2400 95'2850 100/3000 200/6000 2507500 3039090 3309900 460 600 680-690 720 750 810 900 1010 1050-1060 1500 1500 1500 2000 2400 2800-2900 3000 6000 7500 9100 9900 460 600 680 720 750 810 900 1000 1050 1500 1500 1500-1600 2000 2400 2800 3000 6000 7600 9100 9900 | FV-Mix 450 600 660 700 740 790 870 980 1020 1550 1550 1560 1970 2370 2810 2960 5960 7390 8890 9710превратилась в ноль, чтобы не утомлять водителя постоянным "миганием". (На четырехразрядном дисплее это было бы еще заметнее.) Таким образом, снижение точности показаний до 100 об/мин произошло несколько раньше обещанного. ТХ-310 в общем-то показывал то же самое. Напомним, что его паспортные данные обещали нам точность 50 об/мин после полуторатысячного рубежа. В действительности же опять получилось 100 об/мин, поскольку последняя цифра также превратилась в ноль. FV-Mix удивил больше всех. Последний разряд его дисплея уверенно работал во всем диапазоне, позволяя хоть как-то отличать 1572 об/мин от 1584 об/мин. Но... вместо обещанных 10 об/мин отклонение доходило до 40 об/мин в допустимом диапазоне изменения частоты. Сложилась любопытная ситуация: изделие не укладывается в собственные паспортные данные, но в то же время превосходит по точности своих собратьев, которые умеют пользоваться тремя цифрами только на низких оборотах двигателя. Посчитаем по-другому. На частоте 1572 об/мин отклонения всех трех изделий от истины составили соответственно 4,6, 4,6 и 1,3 %. На частоте 690 об/мин - 1,4, 1,4 и 4,3 %. А ведь это очень хороший результат! И если бы изготовители не перемудрили с паспортными данными, то и претензий к ним, в общем-то, не возникло... Аналоговому тахометру от "трешки" такая точность недоступна. Имитируем резкое нажатие на акселератор и мгновенно "выкручиваем" частоту генератора с минимума на максимум. Все три изделия отрабатывают примерно за одну секунду, успевая при этом отобразить на дисплее какое-то промежуточное значение. Хорошо бы побыстрее... Пора опробовать тахометры на автомобилях. FV-Mix по своей универсальности здесь вне конкуренции, так как готов сотрудничать практически с любой машиной: от "микропроцессорной "восьмерки" до "Оки". Остальные изделия с подобной техникой, к сожалению, не знакомы: двухкатушечные системы и двухцилиндровые двигатели им не под силу. Подключение всех трех приборов к бортсети автомобиля трудностей не вызывает. Итак, что же перед нами - приборы или сувениры? Предварительное мнение такое: "по уму" - приборы, а "по одежке" сувениры. Неплохая электронная начинка, особенно у FV-Mix, вынуждена довольствоваться низкопробным корпусом.НЕ ГЕНЕРАЛЬСКОЕ ЭТО ДЕЛО ЕЗДИТЬ В "АСТРЕ"Министерство обороны Польши закупило для генералов 110 автомобилей "Опель-Астра". И попало под огонь критики с двух сторон. Одни говорят, что в преддверии вступления в НАТО было бы гораздо важнее закупить современное боевое снаряжение. Другие, напротив, считают по этой же причине, что "Астра" - слишком убогая модель для генералов и что следовало посадить их на "Вектру", а лучше - на "Омегу"... Кстати, на Западе довольно четко выдерживается принцип соответствия должности служащего и класса его служебного автомобиля. Так, в Германии на крупных предприятиях начальники, имеющие 500 подчиненных, ездят, как правило, на БМВ 5-й серии или "Мерседесе" Е-класса. Шеф, под которым 100 человек, имеет "Ауди-Аб" и т. д.Г АРАЖНОЙ СБОРКЕ КОНЕЦВ Польше прекращена регистрация автомобилей, собранных "своими силами" вне специализированных предприятий из старых и новых запчастей. Эти автомобили - так называемые "складаки" - строили на польских рынках примерно на четверть дешевле заводских. - В большинстве случаев их техническое состояние не вызывало сомнений, - сказал один из экспертов. - Но покупка "складака" - это всегда небезопасная лотерея.НЕ ВЕРЬ НАПИСАННОМУФранцузские таможенники и полиция обнаружили склад с большим запасом фальшивых тормозных колодок "Automotor France", предназначенных для отправки в Африку. Как установлено, колодки поступали из Польши, причем в течение трех лет было ввезено 120 тыс. комплектов. Экспертные испытания показали, что они долговечнее оригинальных, но удлиняют тормозной путь и портят тормозные диски.НЕМЕЦКИЕ АВТО ЗА ОКЕАНОМПопулярность германских автомобилей в США заметно растет: в 1997 г. их продано там на 24% больше, чем в предыдущем, - 465 тысяч. Концерн "Фольксваген", доля которого в этих продажах составила 140 тыс. машин, рассчитывает в этом году одолеть 200-тысячный рубеж. Ее козырь новый "Жук", выпускаемый на автозаводе в мексиканском городе Пуэбло.примечание: Индикаторы всех приэсоов трехраэрядныеЗР 4/98107