28
29
30
НАШЕЗНАКОМСТВОЗа рулем автомобиля ГАЗ-М1, которому от роду 63 года.Она укоризненно поглядывала большими глазами-фарами, словно добрая преданная собака, которую вдруг обидели. Дескать, служила-служила верой и правдой и вот дожила - продают другому хозяину. Так и хотелось погладить ее по черному лакированному капоту, мол, не волнуйся. никакой я не покупатель, а прохаживаюсь вокруг с заводной рукояткой в руках, будто заправский шофер 30-х годов, совсем по иной причине... В канун юбилея журнала решили мы вспомнить автомобиль былых лет. И хотя на обложке первого номера "За рулем" в 1928 году красовался грузовик АМО-Ф-15. выбрали все-таки эту старую добрую "Эмочку" - ГАЗ-М1. Дело в том, что "Эмочка" эта особенная, аж 1935 года рождения. А значит, из числа первых опытных образцов. Ведь серийный выпуск этой модели начался лишь год спустя. Но еще удивительнее: по сей день она исправно несет свою службу. Даже не верится, что ее владелец Лев Серафимович Волков колесит на своей "Эмочке" по городам и весям. отправляется в пробеги любителей автостарины и на дачный участок и летом, и зимой. Ну как удержаться от искушения "прохватить" на такой чудо-машине! ...Стартовали мы, едва над Москвой занялся зимний рассвет. Повернут ключ зажигания, вытянут рычажок пусковой заслонки, вставлена в храповик рукоятка... Разумеется, можно было воспользоваться электростартером - таковой вместе с шестивольтовым аккумулятором на "эмках" имеется. Однако водители довоенной поры при всяком удобном случае старались поберечь стартер с весьма ненадежным бендиксом и батарею. Пуск мотора заводной рукояткой для них - дело привычное. Я же, скептически разглядывая простенький однокамерный карбюратор "Зенит", засомневался. Все-таки на дворе "минус 12", не меньше.. - Смелее, заведется1 Это для нее не мороз. - приободрил меня Лев Серафимович. Для начала делаю не спеша первые три оборота ручкой - подсосать смесь во впускной трубопровод. Коленвал провернулся легко, несмотря на рабочий объем вМАШИНСергей ОСОКИН.Ф ото Владимира Князеватри литра "с хвостиком", благо в моторе современное масло, а не автол, как в 30-е годы. Конечно, способствует такой легкости и малая степень сжатия двигателя 4,6, рассчитанного под бензин А-59. Изготовился я вращать рукоятку в полную силу "всерьез и надолго", а мотор почти сразу ожил и мягонько так заработал. Обороты держит уверенно - на слух около 1000. А значит, самое время снять никелированную пробку радиатора с литой буковкой "М" и заливать воду. Да-да, именно после пуска, а не заранее. А то, не дай Бог. не заведется мотор и "прихватит" мороз радиатор. Справедливости ради скажу, что в 30е годы уже появились незамерзающие жидкости для систем охлаждения, но были тогда большой редкостью. За неимением их жизнь иногда заставляла водителей заливать в радиатор... дизтопливо, в просторечии - солярку, за что и расплачивались вскоре заменой резиновых патрубков. Ох и неохотно на холостых оборотах прогревается двигатель с массивным чугунным блоком, без термостата в системе охлаждения. Да и будь термостат предусмотрен. все равно пришлось бы его извлечь, если залита вода. Начнет гонять ее по малому кругу, мимо радиатора - вот и замерзнут трубки. Тронуться с места и поехать на холодном моторе "Эмке" помогает обогатитель, предназначенный для дополнительной подачи топлива. Бензин поступает в распылительную трубку карбюратора через особое калиброванное отверстие, которое при выключении обогатителя перекрывается запорной иглой. Привод пусковой заслонки и обогатителя объединен. То есть последний начинает работать автоматически, стоит потянуть на себя манетку "подсоса". Оказывается, не так уж прост на поверку этот маленький карбюратор! Пяти минут не прошло, а мы двинулись в путь. Дорога лежала от самой окраины города на Красную площадь, где "Эмочке" предстояло поработать 'фотомоделью". Я раскинулся на заднем сиденьедиване, словно "настоящий полковник", и радовался простору. Высокий потолок, задняя стенка кузова почти вертикальна, так что на затылок не давит. Конечно, втроем было бы здесь тесновато. Зато даже баскетболист не упрется коленями в спинку переднего сиденья. Вот только, готовясь к дальней поездке, пришлось бы поступиться комфортом. На ГАЗ-М1 багажника нет, а значит, и запасы провизии. и чемоданы надо грузить в салон.28ЗР 4/98 РЕИЕНИких низких тонах. Эти звуки, признаюсь, гораздо милей моему сердцу, нежели балалаечный перезвон и скрип штампованных облицовок дверей, воздуховодов и пластиковых панелей "Самары". Незатейливая тканевая обивка потолка и дверей "Эмочки" если и не ласкает, то и не режет глаз. На каждой двери, кроме массивной ручки замка и рукоятки стеклоподъемника, есть еще одна, чуть поменьше, открывающая форточку-ветровичок. Благодаря червячному приводу форточке никакой встречный ветер не страшен, не захлопнется - ну что за прелесть! Перед ветровым стеклом - воздухозаборный лючок. И само плоское ветровое стекло может чуть поворачиваться в проеме. Крутишь Т-образную рукоятку в середине панели приборов - и приподнимается его нижний край над капотом. В общем, летом - раздолье. Зимой же - просто беда. Дело в том, что "Эмка', как, кстати, и большинство ее современниц, не оборудована ни отопителем, ни обдувом ветрового стекла. К каким только хитростям не прибегали водители, дабы хоть немного согреться. Например, прорубали отверстие в перегородкеЛев Серафимович Волков - третий по счету владелец "Эмочки" - машины, которую никогда не продавали, а только дарили в надежные руки.Уже в самом начале нашего путешествия приятно удивила мягкость подвески. И это, заметьте, на автомобиле, приспособленном к разухабистым довоенным дорогам! Разумеется, "Эмку" не сравнить поПод "крылья" капота, которые распахиваются вверх, открывая доступ к мотору, подкладывали брусочки из дерева, и через щели теплый воздух попадал на ветровое стекло. Очищает-то его одна-единственная щеточка с вакуумным приводом от впускного коллектора. Вторая, для пассажира, считалась излишеством. Потянул рычажок - и с приятными вздохами бодро задвигался "дворничек". На холостом ходу, когда заслонка закрыта ив трубопроводе изрядное разрежение, все замечательно. Но стоит открыть газ, дав нагрузку мотору, и в самый неподходящий момент щеточка почти замирает. Впрочем, не буду лукавить. На собственной шкуре не довелось испытать прелестей "полярной жизни". Заботливый хозяин давным-давно оборудовал "Эмочку" отопителем. Как, впрочем, и указателями поворота. Ведь в подфарниках ГАЗ-М1 устанавливались однонитевые лампы габаритных огней. Повороты водитель обозначал либо рукой, либо с помощью флажковых указателей на стойках крыши. Главное же усовершенствование - таково требование ГАИ - аккуратно встроенный гидропривод тормозов, взамен "родного" механического, где колодки передних колес приводились тросами в оболочках, задних - продольными тягами. Зато остальные агрегаты - от ГАЗMI . И, может быть, самый интересный из них - двигатель. Пожалуй, именно он и определяет неповторимый характер машины. Мотор по современным понятиям маломощный и тихоходный - 50 л. с. при 2800 об/мин. Выручает, однако, его солидный рабочий объем. В этом мне самому довелось убедиться, когда за рулем "Эмки" пе-плавности хода с современным лимузином, но, например, с "Нивой" можно. Причем благодаря длинной базе "Эмка" не "козлит" на неровностях. Несмотря на полторы тонны массы автомобиля, его рычажные гидравлические амортизаторы одностороннего действия прекрасно справляются со своими обязанностями. Помогает им внутреннее трение в рессорах. В салоне слышен приятный басовитый выхлоп мотора, но приглушенно в мяг-между кабиной и моторным отсеком, вставляли в него металлическую трубу сантиметров пяти в диаметре. Она пролегала над головкой блока цилиндров и заканчивалась у самых лопастей вентилятора охлаждения воронкой-раструбом. Понемногу, а все-таки поступал в салон чуть теплый воздух от радиатора. Но. несмотря на ухищрения, стекла внутри замерзали немилосердно. Вот и возили с собой мешочек с поваренной солью. Натрут ей стекло, и оно не сразу снова замерзнет. Хоть мутновато, но видно.ЗР 4/9829 По этой причине противопоказаны двигателю и резкие динамические нагрузки. Не скрою, очень хотелось пришпорить "коня" на старте со светофора. Эх, ему бы сейчас "инъекцию" топлива да зажигание "сдвинуть" - чуть раньше. Но, увы, это невозможно: на двигателе М1 нет ни ускорительного насоса, ни вакуумного регулято-На ГАЗ-М1 могла красоваться никелированная облицовка радиатора, если бы в ходе "госприемки" Сталин не посчитал это излишеством.ресекал трамвайные пути: рука машинально легла на рычаг - включить передачу пониже... - Не беспокойся, вытянет. - улыбнулся владелец "Эмочки". И поди ж ты, на третьей - прямой передаче со скорости "20". не больше, вытянула-таки. И не запнулся, не забился в конвульсиях двигатель. Вот что значит удачная характеристика крутящего момента. Но, чтобы получить ее. одного только большого объема могло и не хватить. Помогает распредвал нижнеклапанного "тихохода" с узкими" фазами газораспределения. Хоть и не позволяет он раскрутиться мотору, зато обеспечивает и высокий крутящий момент при малых частотах вращения, и уверенный пуск. Впрочем, мотору "Эмки" особенно и нельзя "раскручиваться". И вот почему: у баббитовых подшипников шатунных шеек коленвала отсутствует смазка под давлением. Вместо этого на крышках шатунов выполнены маслозаборники-'черпачки' размером примерно с ноготь мизинца. Они и захватывают из поддона картера масло для смазки подшипников. Эффективности такому устройству на больших оборотах явно недостает.лец "Жигулей", возможно, скривится пренебрежительно. очутившись за рулем "Эмки". Дескать, на переднем сиденье тесно - кузов-то впереди чуть сужается. Левый локоть упирается в дверь. Сиденье-диван практически не регулируется. От руля почти не отодвинешься, он у самой груди. Педаль сцепления с механическим приводом туговата. Ход акселератора - маленький. На этом фоне наверняка пропадут такие неожиданно приятные мелочи, как легко читаемые приборы, счетчик "суточного" пробега со сбросом на нуль, пепельница и прикуриватель. И даже вещи, гораздо более существенные. Например, благодаря скользящим муфтам включения передачи в коробке переключаются легко и четко. И рычаг расположен очень удобно. А проходимость "Эмочки" вообще выше всяких похвал... ...Под машиной мягко зашелестела брусчатка Васильевского спуска. МеждуДвигатель оснащен контактно-масляным воздухофильтром. Обратите внимание на замысловатый путь воздуха к карбюратору с восходящим потоком.ра. Впрочем, может, это ик лучшему: в данном случае надежность, пожалуй, предпочтительнее динамики. Несмотря на вялый разгон (до "80" за 24 секунды), ГАЗ-М1 развивает 108 км/ч. "Крейсерская" же скорость для езды экономичной и комфортабельной - примерно 40-60 км/ч - более чем приемлемо для дорог довоенного времени! Не так уж велик расход топлива - в среднем около 14 литров. Масло, однако, приходится доливать часто: ни набивной сальник, ни маслосгонная резьба не обеспечивают надежного уплотнения коленвала. Впрочем, не станем судить машину по меркам нашей сегодняшней жизни. Владе-Со временем на приборной панели появилось несколько "неродных" рычажков-электротумблеров, а место пепельницы, в середине, занял датчик температуры воды.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОбщие данные: число мест - 5, снаряженная масса - 1370 кг, кузов - цельнометаллический, закрытый, четырехдверный, седан; несущая система - стальная рама с Х-образной поперечиной; максимальная скорость-108 км/ч. время разгона с места до 80 км/ч - 24 с; средний эксплуатационный расход топлива - 14,5 л/100 км, запас топлива - 60 л. Размеры, мм: длина - 4625; ширина - 1770, высота - 1780, база - 2845. колея - 1435 Двигатель: четырехтактный, четырехцилиндровый. рядный, с жидкостным охлаждением; рабочий объем - 3285 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 98,43/107,95 мм, степень сжатия -4,6; мощность - 50 л. с при 2800 об/мин, карбюратор - "Зенит", однокамерный с экономайзером и пусковым обогатителем смеси, воздушный фильтр - контактно-масляный, зажигание батарейное с центробежным регулятором угла опережения, привод клапанов - распредвалом в блоке цилиндров Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач - трехступенчатая. двухходовая с шестернями постоянного зацепления второй и третьей ступени и муфтой "легкого включения", главная передача - коническая пара со спиральным зубом, сцепление однодисковое, сухое с механическим приводом. Подвеска: зависимая, на четырех полуэллипгических рессорах с поршневыми рычажными гидравлическими амортизаторами одностороннего действия; в задней подвеске передача толкающих усилий - рессорами, скручивающих -трубой-кожухом карданного вала Тормоза: колодочные с механическим приводом Рулевое управление: глобоидальный червяк с двойным роликом; передаточное отношение - 16,61 Колеса: штампованные из стального листа. Размер шин: 7.00x16" Примечание. Годы выпуска - 1936-1943. за этот период изготовлено 62 888 автомобилей. ГАЗ-М1 - родоначальник десятка других моделей, среди которых пикап, броневик, вездеход и амфибия. Базовый аналог - "Форд-40".прочим, знаете почему именно зашелестела"? Потому, что давление в шинах 16дюймовых колес всего-навсего полторы атмосферы. Остановились. Моя поездка закончилась. И здесь на Красной площади я вдруг вспомнил об одном любопытнейшем совпадении. В аккурат ровно 62 года назад, как раз в марте, две такие же "Эмочки", поблескивая свежей краской. въехали в ворота Кремля предстать перед Государственной комиссией. Возглавлял ее Иосиф Сталин. Интересно, какие именно недостатки обнаружил в них "отец народов"? Ведь в те времена поговаривали потихоньку, будто "Эмку" он не очень-то жаловал, предпочитал автомобили ЗИС. А может, это просто шоферские байки.30ЗР 4/98