217
РЕМОНТПРОВЕРЬТЕ ДОМКРАТ!Сегодня выбор автомобильных домкратов очень широк - и по конструкции (от простейших механических до гидравлических, пневматических и электрических), и по цене... И все же по сей день у "классического" домкрата для "Жигулей" немало поклонников: он очень прочен, по-своему красив, пригоден для ряда работ не по прямому назначению. А при условии, что его винтовую пару хозяин время от времени смазывает, домкрат может прослужить лет десять, а то и больше. Ограничивают этот срок уже упомянутая винтовая пара и конические шестерни - последние почему-то выполнены из алюминиевого сплава. Но между износом первых и вторых есть принципиальная разница: если "кончатся" шестерни, вы не сможете привести домкрат в действие и поднять машину, а срыв остатков резьбы в гайке - прямая угроза вашему здоровью, а то и жизни. И хотя даже ребенок знает, что лезть под машину, "висящую" на одном лишь домкрате, без страхующей, надежной опоры нельзя, взрослые дяди это за ­ просто делают. 030 Рис. Закладная гайка: а - со "штатной (круглой) резьбой; б с трапецеидальной резьбой. 2 фаски Заметим: винт имеет круглую Запомним: вес машины приложен к резьбе винта и гайки, срыв резьбы резьбу, так как работает на растяжеозначает падение машины! Других ние. Такая резьба уменьшает конценустройств "самоторможения" у домтрацию напряжений в винте, риск его крата нет. При длительной службе обрыва. Гайке же разрыв не грозит. приходит в негодность чаще всего Поэтому, если вам не по силам выполименно гайка - ее шесть витков резьнить в ней круглую резьбу (скорее всебы постоянно в работе, в отличие от го, так и случится), то здесь вполне длинного винта. Еще в 1996 году (ЗР, приемлема и трапецеидальная (см. № 1) мы рассказывали о признаках из ­ рис. 1). Не забудьте главное - резьба в носа домкрата, в частности о том, что этой винтовой паре левая. незадолго до "обрушения" (по причине После сборки разрезанные чассильного износа и искажения формы ти стойки домкрата свариваем по резьбы) он под весом машины станоместу (рис. 2). Отремонтированный вится очень тугим - остатки резьбы таким способом, он служит еще негайки заклиниваются на резьбе винта. сколько лет. Вряд ли стоит доводить механизм до Случаются и другие дефекты настоль опасного состояния - купите ношего "подъемного механизма" - не вый! А любителю-рукодельнику по си ­ столь опасные, но способные нарулам починить старый. шить его работу. Например, вы вра15 СвоимиСиламиИстория автомобиля знает немало драм и даже трагедий, в основе которых оказывались неполадки устройств, с помощью которых человек поднимал машину, чтобы выполнить под ней какуюнибудь работу... Разговор о домкрате ведет Валентин ГРИГОРЬЕВ.Оценить износ винтовой пары можно по осевому люфту в ней. Если он близок к1 мм (шаг резьбы 4 мм), пора принимать меры. Умелец в этом случае может изготовить новую за ­ кладную гайку, показанную на рис. 1. Но к гайке - старой! - нужно добратьщаете рукоятку, а винт почему-то сто ­ ит... Если снять крышку углового ре ­ дуктора, вы увидите, что ведомая ше ­ стерня с 21 зубом крепится на винте лишь благодаря посадке с натягом и деформации торца винта (рис. 3). Б ы ­ вает, что ступица отламывается от шестерни (см. рис. 3) и шестерня про ­ ворачивается относительно винта. Д а ­ ж ев этом случае домкрат мы не вы ­ брасываем. Засверлив детали, как по ­ казано на рис. 3, фиксируем шестерню на винте, забив в отверстия штифты диаметром 4 мм (в дальнейшем, если они начнут разбалтываться, з акрепля -ся, а домкрат неразборный. Мы поступали так: отрезав ножовкой нижнюю его часть (рис. 2), извлекали каретку с закладной гайкой (фото 1).1Л| Ю[\JLРис. 3. Так мы стопорим ведомую шестерню на винте домкрата. Стрелками показано место излома.Рис. 2. Стрелкой показана линия разреза стойки и последующей сварки.ем клеем, например эпоксидным, чтобы штифты не выпали из отверстий). Кстати, для тех, кто все-таки сразу отправляется покупать новый домкрат: сегодняшнее качество этой продукции частенько не выдерживает "никакой критики" А тем более - работы... Выводы сделайте сами.ЗР 4/98217