44
45
46
"Предлагаем установку самоблокирующегося дифференциала" - читаем в объявлениях. Что это за чудоустройство такое и стоит ли тратиться на него?—ДИФФЕРЕНЦИАЛИгорь ТВЕРДУНОВ. Ф ото Владимира КнязеваТермин "блокировка" у многих читателей наверняка вызовет ассоциации с "Нивой", с межосевым дифференциалом, который включается рычагом из кабины. Наиболее любопытные, особенно те, кто неравнодушен к автоспорту, вспомнят, наверное, о дифференциалах повышенного трения или вискомуфтах. Об одном из таких устройств и пойдет здесь речь. На редакционный "Москвич-214Г мы установили дифференциал повышенного трения типа Квайф", опробовали автомобиль на ходу, произвели ряд замеров. Но о результатах - чуть позже, а пока что разберемся, как работает этот механизм. Принцип действия обычного, так называемого "свободного" дифференциала заключается в том, что он позволяет ведущим колесам катиться с разной угловой скоростью по дороге с неровностями, поворотами. На таких участках, собственно, и вступает в работу дифференциал. Но есть у него одна не очень приятная особенность - не может он влиять на распределение крутящего момента (напомним, речь об обычном дифференциале). Наверняка каждый автомобилист оказывался в такой ситуации: одно из ведущих колес попало на наледь, тогда как другое осталось на асфальте. Тронуться с места в подобной ситуации непросто: колесо, которое на льду, будет беспомощно буксовать. Другое неподвижно - на нем нет "тяги". Дифференциал сделал свое, в данном случае черное дело.дельного разговора, и мы к ней обязательно вернемся. Итак, посмотрим на фотографии. Перед нами вроде бы обычный дифференциал, только шестерни-сателлиты вМежколесный дифференциал: 1 , 8 - крышки; 2, 6 - сателлиты; 3, 7 полуосевые шестерни; 4 - распорная втулка; 5 пружинная шайба.Поверхности тренияКак "загрузить моментом" стоящее колесо? Заблокировать дифференциал. А еще лучше, чтобы блокировка при необходимости срабатывала сама. Самоблокирующийся дифференциал, как видно из его названия, это именно и делает - сам вступает в работу когда нужно. Как же он устроен? В качестве примера возьмем "Квайф", который установлен на нашей машине, хотя, конечно, есть конструкции, основанные на другом принципе. Но это тема от-нем с винтовым зубом. Когда одно из ведущих колес начинает проскальзывать относительно другого, дифференциал вступает в действие, так как в винтовом зацеплении появляются осевая и радиальная силы, которые стремятся "сдвинуть" с места сателлиты и полуосевые шестерни. Однако деваться им в тесном корпусе некуда, и они станут тереться своими торцами и вершинами зубьев о детали корпуса дифференциала, заставляя его проворачиваться. а значит, "тащить" за собой44ЗР 4/98 второе колесо. Чего, собственно говоря. и требовалось добиться. Отсюда названия механизмов такого типа (работающих за счет внутреннего трения) - дифференциалы повышенного трения. Возвращаясь к случаю с разными покрытиями под колесами, проиллюстрируем его работу так: если одно колесо забуксовало на льду, другое не остановится, а будет вращаться, пусть ис меньшей скоростью. Но этого достаточно, чтобы тронуться с места. Отношение моментов на отстающем и опе-Теперь поговорим о наших впечатлениях от езды на автомобиле с чудоустройством. Скажем сразу - у нас стоял дифференциал с низким коэффициентом блокировки. Зачем мы заостряем на этом внимание - поймете позднее. Под колесами "Москвича" - асфальт. Если бы не знал, что здесь стоит хитрый дифференциал, наверно, ничего бы не почувствовал. Автомобиль как автомобиль. Покрытие достаточно ровное, коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой приблизительнонается в сравнении. Теперь съезжаем на лед замерзшего водоема. Сразу замечаем, что на льду и укатанном снегу автомобиль с "блокировкой" разгоняется куда увереннее своего стандартного собрата. Начинаем наматывать круги, увеличивая темп. В поворотах "Москвич" с дифференциалом "Квайф" управляется заметно лучше стандартного, четче отзывается на работу педалью газа. При разгоне, когда под колесами оказывается голый лед вперемешку с укатанным снегом, машину слегка ведет врежающем колесах определяет важную характеристику дифференциала коэффициент блокировки. В дифференциалах типа "Квайф" он в большей мере зависит от угла спирального зуба на шестернях. Изменяя угол (то есть меняя шестерни), можно менять осевую силу в зацеплении, а значит, создавать дифференциалы с разными коэффициентами блокировки.одинаков, а значит, разность в угловых скоростях колес невелика и дифференциал практически не работает. Выезжаем на заснеженное шоссе - тоже никаких особых впечатлений. Впрочем. нет. Невысокие снежные переметы машина преодолевает все же увереннее. Пересаживаемся на стандартный автомобиль - разница становится более заметной. Недаром говорят, что все поз-Дифференциал подвижного трения в сборе и детали, из которых он состоит.сторону, но к этому быстро привыкаешь. Для себя, однако, отметили, что надо бы попробовать "блокировку" на "миксте" (дорожном покрытии с разным коэффициентом сцепления). Быстрее, еще быстрее - автомобиль скользит по дуге, колеса слегка повернуты в сторону поворота. Сейчас они попадут на участок, где лед присыпан снегом, "зацепятся", "Москвич" перестанет "плыть", стабилизируется и... Ого, процесс стабилизации здесь происходит куда более резко, машина неожиданно "ныряет" внутрь поворота и поначалу не успеваешь вернуть ее на "запланированную" траекторию. Прежде чем выбраться на асфальтовую твердь, вдоволь полазили по рыхлому снегу. И. надо заметить, "блокировка" здесь себя показала с лучшей стороны, особенно в сочетании со "злобными" зимними шинами. "Вездеходные" качества "Москвича" несколько улучшились. А теперь на "микст". Посмотрим. как поведет себя автомобиль с дифференциалом повышенного трения, когда под колесами покрытие с разным коэффициентом сцепления. Под левыми колесами - асфальт, под правыми укатанный снег. Движемся по такой дороге с постоянной скоростью - дифференциал себя никак не проявляет. Плавно прибавляешь газ - автомобиль начинает "тянуть" в сторону снега. На резкую работу акселератором машина отзывается чувствительными увода-ЗР 4/9845 Автомобиль, оборудованный Кваифом", разгоняется с места до 50 км/ч на асфальте и на миксте" (асфальт - укатанный снег). Во втором случае время на 30% хуже, чем в первом.30%Разница в результатах у того же автомобиля без дифференциала повышенного трения в тех же условиях - уже 50%. Работа "Квайфа" налицо.Мми. Усложняем задачу: резкий старт на миксте". Сцепление отпущено, руль рвется из рук. и несколько десятков метров идет борьба с машиной. Чтобы двигаться прямо, его приходится держать повернутым чуть ли не на полоборота. Интенсивность разгона падает. и все встает на свои места - машина как машина - 'добрая и ласковая". Да, если придется стартовать с обледенелой обочины, можно вместо дороги неожиданно для себя оказаться в кювете. Вернемся, как и обещали, к коэффициенту блокировки. Нам довелось поездить ис более "жестким" дифференциалом. Все достоинства "блокировки" там выражены более ярко: машина еще уверенней разгоняется на скользкой дороге, s 450 остро реагирует на работу >,400 рулем и тягой, показывает чудеса проходимости... Но, 350Автомобиль с дифференциалом повышенного трения разгоняется на разном покрытии. График 1 - разгон на гладком льду. Покрытие с низким. но равномерным коэффициентом сцепления, дифференциал большого влияния на разгон не оказывает. График 2 - разгон на "миксте". Под колесами с одной стороны лед, с другой - укатанный снег. На пути 400 метров время разгона автомобиля с блокировкой лучше более чем на 10 секунд. Одно из ведущих колес должно буксовать на льду, откуда же прибавка в динамике? Здесь-то и сказывается работа дифференциала - он заставляет работать колесо. идущее по снегу.руль передаются резкие рывки, при разгоне на неравномерном по коэффициенту сцепления покрытии увод автомобиля становится просто угрожающим. Такой вот он двуликий, этот дифференциал повышенного трения. И все-таки дифференциал с большим коэффициентом блокировки показался нам вполне приемлемым. Поясним. Он. как сказано выше, постоянно напоминает о своем присутствии, держит водителя в напряжении. Это. конечно, не слишком приятно. Но вариант, когда водитель машины с "мягким" дифференциалом, который на хорошей дороге себя никак не проявляет, забудет о его существовании и резко даст газ на первой замерзшей осенней луже, как-то не радует. И все же - нужен ли водителю самоблокирующийся дифференциал? Если приходится много ездить по плохим дорогам, по льду, преодолевать грязь и снежные заносы, о его установке стоит подумать, не забывая, однако, что ме-Импровизированный "тяни-толкай". Автомобиль без блокировки дифференциала сорвал колеса "в букс" при попытке стронуть с места на льду своего "коллегу" при усилии на сцепке 80-90 кгс, а с блокировкой - при 130 кгс.130 кгсувы. так же активно начинают "выпирать" и отрицательные моменты: на300 250 200 150 100 50 10 15ханизм этот потребует от водителя некоторых специальных навыков. Если же автомобиль большую часть времени проводит в горо, 10.78 де. редко съезжает с шоссе. мало эксплуатируется 2 зимой, то лучше потратиться на хорошие шины - толг 1 ку будет больше, а проблем меньше. И еще об одном: сколько это может стоить? Разброс цен у тех. кто предлагает такую переделку. весьма велик. Ориентировочно для переднеприводных вазовских машин $250. включая стоимость дифференциала и его ус38 0 35 40 тановку. 20 25 30 Время.сАР.I P A/Qft