178
179
ВОПРОС РЕБРОМ!ПОДОЗРЕВАЮТСерьезная причина, способная вызвать взрыв социального недовольства, - l i ^ a ere - - ИШ • Ш& взаимоотношения водителей с ГАИ, с милицией. -тш#Максим ЮРЧЕНКОМилицию у нас не любят. Но одно дело - испытывать чувства, другое - их проявлять. Складывается впечатление, что до момента проявления осталось, что называется, чуть-чуть. Об этом можно судить по письмам в редакцию от разгневанных читателей, переживших контакты с сотрудниками ГАИ и других служб правопорядка.m штшшЭто не фото "За рулем", а "лицо" календаря, выпущенного ГАИ Тульской области. На нем девиз,"На выезде из Стрежевого вас останос которым вышла в свет "Концепция развития ГАИ до 2005 года". Что здесь скажешь? вит инспектор и заставит открыть багажник. Судя по тому, что подобных писем в репросили предъявить домкрат. Уловка понятЕсли обнаружит в нем спиртное для завтрашней свадьбы, скажет, что это для передакцию приходит все больше, ситуация склана: милицию интересовало содержимое бапродажи. .. Везете в грузовике на дачу удобдывается сюрреалистическая: огромная гажника. часть населения страны, объединенная поОдному из нас "повезло"... Поздним верения, будет пытать - в самом ли деле удобрения из совхоза, как указывается в докунятием "водители", притесняется в конститучером возвращался домой. Улицы были уже ментах. Это же завуалированное вымогационных правах и свободах госструктурой, пустынны, свет фар едва пробивал снежную по тельство! Нет больше сил терпеть произвол! определению призванной блюсти права и пелену. Слева, почти прижавшись к левому свободы граждан. борту, как черт из табакерки, возник патрульГруппа водителей из города Стреженый "Москвич" - притирал к бордюру. С правого, Томская область". вого переднего сиденья милиционер повели"ДЫХНИ!" Президент страны недавно просил СМИ тельным жестом указал - к обочине... Подчи"Дело было в сентябре... Я проезжал перекресток. Гаишник жезлом повелел остапочтительнее относиться к органам внутренниться? "Командир" держал в руках "Калашниновиться. Я освободил перекресток, подъедел. Дескать, они в последнее время стаков", сзади тяжелым взглядом буравили три них хал к обочине. "Почему не остановился там, ли работать результативнее. Собственно, никавказца в штатском. "А если это не милигде тебя застал жест инспектора?" Что, пряне забывает о том, что милиционеры зация?"- пронеслось в голове. Случаев с "перекто мо на перекрестке?.. Выписал штраф 96 тыс. щищают нас от бандитов, ловят воров и поодеванием" - сколько угодно. Не слишком ли рублей, отнял "права". С тех пор доказываю, рой гибнут в перестрелках. Тем более обидно велик экипаж для патруля - пятеро? Для сточто Правил не нарушал... Мало увольняют из за тех, кто ловит и гибнет. Но при всем уваличной милиции странно, что трое - кавказГАИ за взятки и шантаж. жении к вам, Борис Николаевич, этой любви цы. А если седоки сзади - задержанные, то П. Г. КОЛОКОЛОВ, пос. Куеда, Пермне просите. Практически у каждого из нас странно другое - экипаж продолжает патруская область". есть личный негативный опыт общения со лировать?.. Но наш коллега остановился, выстражами закона - отсюда и соответствуюшел из машины, полез в портфельчик за "правами"... Однако подошедший милиционер с "Когда возвращались из отпуска, нас, щее отношение. всю семью вместе с трехлетним ребенком, Журналисты "За рулем" не только чита"Калашниковым" (ни тебе представиться, ни высадили из машины в 800 километрах от доют письма, и живем мы не на облаке. Потому "здрасьте") обескуражил: "Паспорт!" И уже пома - машина якобы числится в угоне. Но ведьи решили - попробовать "попасть": много ли том: "Права!". Увидев в руках еще один докудо этого автомобиль два года состоял на учеэтого нужно? Сотрудники журнала полумент, потребовал и его - это было редакциондля те в ГАИ. Мы предлагали переписать данные чили задание: передвигаться по Москве в ное удостоверение... Человек в форме пропаспортов, но дать возможность добраться собственных автомобилях, не нарушать прадолжал держать себя так, будто точно знал, что перед ним особо опасный беглый рецидидомой. Ни в какую!.. Обращались с нами как вил движения. с преступниками. Сержант со злорадством В нескольких случаях нас без всякого вист-убийца, каннибал и извращенец, находяприговаривал: "Что, не хочется автомобильповода останавливали инспекторы ГАИ и пащийся в федеральном розыске и проходящий чик отдавать?..". Унижать людей предписытрули муниципальной милиции. Следовал по компьютеру Интерпола. - А ты случайно не выпивши?.. Пройдем вают милицейские приказы и законы?.. стандартный набор требований: "права", техЛ. Т. ВЕЙНБЕНДЕР, Воркута". паспорт, аптечки, огнетушители... Однажды к машине.|178ЗР 4/98 Милиционер уселся в патрульный автомобиль. Ничего другого не оставалось как стать рядом, изогнуться, чтобы слышать вынужденного собеседника. Даже подле машины чувствовался чесночный угар и запах немытости. - Ну-ка, дыхни. - Надзирательское "ты" и безапелляционное предложение пройти "тест" на алкоголь таким вот экстравагантным образом были обращены не к бомжу с помойки, а к интеллигентного вида, подтянутому и опрятному человеку. "Подозреваемый" вынужден был приблизиться к лицу прапорщика... Не унюхав преступных паров, тот скривился. Раскрытый портфельчик для документов оказался перед лицом милиционера. - Что это - сотовый телефончик? Покажи-ка... А разрешение есть? Его с собой не оказалось - видимо, забыл в редакции... Патрульный оживился: - Откудова я знаю, что он неворованный!.. Прапорщик Подображных повелел следовать за патрульной машиной. В 126-м отделении милиции нашего коллегу промурыжили около двух часов - у дежурного все не хватало времени. Нормальный человек с трудом выдерживает эту обстановку - высокомерие, унизительное пренебрежение "персонала", атмосферу затхлости и казенщины. Хоть это и не тюрьма, но "околоток" мало чем от нее отличается. Нормально себя чувствовали здесь разве что "попутчики'-кавказцы... За решетку в "обезьянник" коллегу сажать не стали - и на том спасибо. Протокол о правонарушении он подписывать отказался. Тогда милиционер составил акт об изъятии телефона. "Можно ли здесь написать, что в момент его обнаружения я им не пользовался?" спросил задержанный. Ты что, дурак?!" рыкнул дежурный по отделению капитан Аббасов... Аппарат удалось вернуть назавтра. ЗАКОННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ? Чего ради они нас останавливают, лезут в портфели, в карманы, в душу, требуют паспорт (хотя никакой закон не предписывает держать его в кармане), беспрекословного повиновения? У нас чрезвычайное или военное положение? Введен комендантский час? Или вернулся режим революционного террора: "мети" всех - а там разберемся?.. Это, скажете, эмоции. А в чем конкретно обвинить служивых из фискальных органов? Мы исследовали законы и доступные нам инструкции для милиции: формально - ни в чем. Разве что, опять-таки, формально можно попытаться доказать, что был предпринят необоснованный личный досмотр - патрульный сунул нос в портфель. Однако юрист-консультант судиться не рекомендовал: инкриминировать в судедосмотр бессмысленно - милиционер не сам полез внутрь лапой, а как бы "попросил" владельца вынуть телефонный аппарат. К тому же в управлении "Р" московской милиции (в его ведении - порядок в радиоэфире) нас проинформировали: согласно аж двум постановлениям правительства, владелец радиопередающего устройства обязан всегда держать разрешение при себе. Забыл - следует изъятие аппарата. Ладно, пусть есть такой закон. Но глупость получается: остановили и препроводили в милицию потому, что в портфеле вез нефункционирующий радиотелефон. Это не просто абсурд - надругательство. Милиция защищена на все случаи жизни: остановили тебя среди ночи? На то и патруль... Потребовали паспорт? Что ж тут крамольного!.. Заставили дыхнуть? Под рукой не оказалось прибора... Принудили ехать в участок? Не было с собой бланка протокола... Высадили семью с малышом из машины за тысячу верст от дома? Так ведь автомобиль значится в угоне... Инспектор ошибся? "Лучше перебдеть, чем недобдеть"... Более того, все эти действия не противоречат законам и подзаконным актам, регулирующим взаимоотношения сотрудников органов правопорядка и граждан. Потому что содержат оговорки - вот где собака зарыта: "если имеются достаточные основания полагать", "допустимо", "в необходимых случаях"... Они и превращают закон в свою противоположность, граждан - в незащищенных, а произвол, чинимый милицией, - в узаконенный. То, что это противоречит основам Конституции по факту, роли не играет: не станешь же каждый раз, когда тебя милиционер обозвал дураком или покруче, обращаться в Конституционный суд. Даже в народный. Это в милиции прекрасно знают и этим пользуются "на все сто". Даже - "на двести". Посмей спорить - будет тебе и мордой о капот, и "коммуналка" в "обезьяннике", и втаптывание в грязь - в прямом и переносном смысле. "Достаточные основания" у милиции найдутся... Все это прекрасно знаем мы - те, кого "милиция бережет". Водители уязвимы более других. Помимо общих гражданских обязанностей, они несут целый комплекс дополнительных, причем над ними довлеет огромный карательный аппарат специального назначения ГАИ. Сколько бы нам ни твердили, что бравые парни в форме рискуют жизнью ради нас, мы по собственному опыту знаем, что для них автомобилисты - источник поборов, а то и просто - объект унижения. Если же говорить все до конца, то ГАИ превратилась ив инструмент пополнения казны: инспекторам "спускают" план по взиманию штрафов. Разумеется, негласно - документов на сей счет не найти.Что может защитить водителя от произвола блюстителей автопорядка? Прежде всего, знание основополагающих конституционных принципов демократического общества о презумпции невиновности, о том, что "разрешено все, что не запрещено законом". Ответ содержит и Закон о милиции. В нем провозглашается: "Милиция призвана защищать права и свободы граждан", "милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека". "Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности" и так далее. Хотелось бы воодушевить читателя: вот цитаты из закона, которые помогут вам отстоять свое достоинство, спастись от произвола. Но почему не помогли до сих пор? И опять-таки, вдумайтесь: перед кем отстоять, от кого спасаться - от милиции?.. Эти сомнения недавно подтвердил на одной из пресс-конференций начальник ГАИ РФ генерал-лейтенант В. Федоров. Он выразился в том смысле, что отныне автоинспекторы будут более лояльными по отношению к водителям. Из чего следует: оказывается, не закон регулирует действия ГАИ, а приказы начальства. А до сих пор гаишное руководство предписывало быть нелояльным? Вопросы мы адресуем от имени водителей всей страны не только руководству ГАИ, но и МВД, Минюсту РФ и Конституционному суду. Есть серьезный повод обратиться в столь высокие инстанции. Вот что рассказывал в интервью одной из газет бывший первый зам. Председателя КГБ СССР Филипп Бобков. 5-е управление, которое он курировал, в последние годы существования Советского Союза занималось, в том числе, предупреждением массовых беспорядков и других проявлений социального недовольства. На вопрос, какая была главная "болевая точка", способная вызвать выход людей на улицу, он ответил: взаимоотношения водителей и ГАИ. Сегодня эти взаимоотношения, в сравнении с советским периодом, стали куда напряженнее. Будем ждать "проявления чувств"?От редакции. Мы решили выяснить, насколько незащищенными чувствуют себя водители. На стр. 64 мы публикуем анкету с вопросами на эту тему. Просим заполнить ее. Результаты станут поводом для продолжения серьезного разговора, в том числе на высоком государственном уровне. Пора защищать свое достоинство!• Н ННЗР 4/98179