142
143
ОБЗОР"Ну что, "восьмерки" побьют сегодня "опелей"?" - "Должны побить. В прошлом году ведь побили!"- "Так это в прошлом... "Восьмерки", смотри, те же самые, а "опели", по-моему, совсем новые". Такой разговор искушенных болельщиков я подслушал в закрытом парке за несколько минут до старта первого заезда чемпионата страны по трековым гонкам в классе "1600-шипы". В том самом классе, вокруг которого уже несколько лет не стихают споры. В начале 90-х решили, что в трековых гонках хорошо бы использовать шипованные шины - в це-^rrrf£^ -) Is-Триумфом иномарок завершились два из трех российских чемпионатов по трековым гонкам.Сергей ЗИНОВЬЕВ.Фото Андрея Клещеаолях безопасности гонщиков и сохранности техники. Ведь даже применяемые сейчас 4,5-миллиметровые шипы гораздо лучше держат машину на голом льду, чем просто резина, пусть даже и "суперхитрая" по составу. Однако многие потребовали оставить все как было. В итоге сегодня у нас два трековых чемпионата для машин с двигателями объемом до 1,6 л - с шипами и без шипов. Хочешь, гоняйся в том, хочешь - в этом, а можно ив обоих, если финансы позволяют! Идеальный вариант? По-видимому, нет. Раньше, когда чемпионат был один, проводили его в три этапа, два лучших результата, показанных гонщиком, шли в зачет. Оставалось "право на ошибку". Теперь же ив том, и в другом - одна решающая гонка. Малейшая осечка - неудачный старт в одном из быстротечных заездов или не вовремя "всплывшая" мелкая неисправность - практически лишает пилота шансов на призовые места. Лотерея! Тем не менее, возросший риск "остаться на бобах" не помешал иномаркам начать наступление на позиции машин отечественного производства. Появились они, конечно же, в более безопасном "шипованном" классе - "опели-корса" (в 1994 г.) и "хонды-сивик" (в 1995-м). И принесли своим хозяевам ряд убедительных побед, прежде чем наши спортивные власти разрешили (это было в 1996-м) увеличить мощь автомобилей ВАЗ-2108 с помощью систем впрыска топлива и новых, разработанных в Тольятти 16-клапанных двигателей. Сработало! Сезон-97 вышел не слишком радостным для владельцев иномарок - Виктор Козанков на "восьмерке" выиграл и чемпионат, и традиционную гонку "Кэмел - Все звезды", проходившие, как ив этом году, на Раменском ипподроме. Но внимательные зрители, возможно, даже и не посвященные в дебри технических регламентов, совершенно точно подметили - по сравнению с прошлым годом "восьмерки" ничуть не изменились. Все, чем только можно было заставить их ехать как можно быстрее, уже сделано. А вот маленькие "корсы", проходившие подготовку за границей (технический прогресс там не чета нашему - спортивные автомобили постоянно совершенствуются), оказалось, вполне способны еще немного прибавить. Поэтому никто не удивился, когда лучшие времена в контрольных заездах показали три гонщика на "корсах". И все-таки кое-кто из "восьмерочников" еще лелеял надежду накануне воскресных стартов. Уже в первом заезде "опелям" был брошен вызов - гонщик команды "Миллер-Пилот", чемпион страны по"Опель-Корса" столь хорошо чувствует себя на русском треке, словно специально для него создавался.J кольцевым гонкам Алексей Васильев захватил лидерство. Следом за ним, чуть ли не уткнувшись в бампер, в снежном шлейфе мчался "Опель" Сергея Балдыкова - немного отставая на прямых участках, отыгрывался в поворотах. Один круг, второй... Трибуны ревут от восторга - неужели побьем "немцев"! Увы. В очередном вираже "восьмерка" отказалась держаться на дорожке при той скорости, которую задал ей гонщик, - попросту вылетела с трассы, перевернулась и... Для молодого и честолюбивого Васильева, всего второй год пробующего силы на треке, гонка была закончена. Между тем события на трассе заставляли усомниться в том, что шипы по-прежнему столь же ощутимо влияют на 1иззопасностьТа^артПГасильева, "крыши" Александра Карасевича и - подумать только! - самого Владимира Гольцова, ветерана и суперзвезды нашего ав-Автомобиль Алексея Иванова в аварии утратил все стекла до единого, но сохранил способность передвигаться.-Г•J /тоспорта. В самую же серьезную переделку попал Алексей Иванов, и, надо сказать, здесь тоже не обошлось без "Опеля". Лидируя в заезде и отчаянно пытаясь перекрыть сопернику пути к обгону, тольяттинец сделал неостоЛучшим из тех, кто выступал в классе "1600-шипы" на рожное движение рулем, и "восьмерка", слегка подправлен"восьмерках", был Виталий Дудин - "бронза". Но остался недоволен результатом. ная "Корсой", уткнулась носом в твердый снежный бруствер, взлетела в воздух, перелетела металлические ограждения (!) и грохнулась на асфальт прямо у подножия трибун. Иногда там стоят зрители, на этот раз, к счастью, местечко пустовало. Так что же, шипы стали хуже держать? Вовсе нет, даже, наверное, лучше - продукСергей Балдыков: ну ция финских шинников тоже год от года совершенствуется. Просто скорости возросли: "Подумаешь, что тут такого, выСергей Успенский (на "Опеле", разумеется) установил рекордное время прохождения играть в двух гон1600-метрового круга - 43,3 секунды. А гонщики на то и гонщики - горячие головы! ках два призовых автомобиля - "Дэу" Стремясь угнаться за шустрыми немецкими "мыльницами", готовы на любой риск. Еще и КИА! немного, и эта более-менее мирная лотерея может превратиться в рулетку, причем сразу в русскую. Впрочем, если кто-то не желает проигрывать в споре с "опелями", всегда может поЧЕМПИОНАТ РОССИИ ставить шины без шипов и поехать на "альтернативный" чемпионат. Нынче там, где сопо трековым гонкам (итоговые результаты) перники запросто могут намять бока - скользко ведь! - рискнула появиться только од"1600-шипы": 1, С. Балдыков (Москва, "Опельна иномарка, "Хонда". Неделей раньше в Раменском, обутая в шипы, она вывезла седоКорса"); 2, И. Коновалов (Раменское, "Опвлька лишь на четвертое место. Выходит, уже и "сивикам" прямая дорога туда, где пока нет Корса"), 3 В. Дудин (Тольятти, ВАЗ-21083). "1600": 1. Р Мухаметзянов (Ижевск, "Хонда-Сн. "опелей", - на "нешипованный" чемпионат в Набережные Челны. И что же? Гонщик, на ейк"); 2. Р Минниханов (Казань, ВАЗ-21083); 3. "Хонде" выступавший, как раз и вышел победителем. Вот и спрашивается, куда теперь О. Кахишвили (Тольятти. ВАЗ-21083). бедным "восьмеркам" податься? "Волга": 1 В. Тютин; 2 В Баханов; 3. В. Загайнов (все - Н. Новгород. ГАЗ-31029) То ли дело "волги"! Было время, когда им довелось состязаться с полноприводными "лянчами" (только в ралли) - объем двигателя-то у них одинаковый. Но потом разобрались, что к чему, и теперь "волги" - сами по себе, ни одна иномарка, даже "Запорожец", не может попасть с ними в один зачет! Конструкция опять же изученная, никаких изюминок не придумаешь - все равны. Да и чемпионат по старинке трехэтапный. Не мудрено, что участвуют в нем аж за тридцать спортсменов, то тут, то там но вые команды взрастают, и как-то позабылось, что всего пять лет назад умирающему классу "волг" предрекали ^ f скорый конец. А главное - о шипах в нем никогда и ре- . & JOBl чи не заходило.С "волгами" по-прежнему успешно конкурируют только... "волги'