230
231
232
РЕМОНТКОМПРЕССОРЫ ГРУЗОВИКОВВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский" Компрессоры пневмопривода тормозов КамАЗа, ЗИЛа, МАЗа. Источниками сжатого воздуха для тормозной системы автомобилей КамАЗ, ЗИЛ и МАЗ служат поршневые двухцилиндровые компрессоры одноступенчатого сжатия. На последних моделях КамАЗа устанавливаются одноцилиндровые. На каждом автомобиле установка компрессора имеет свои особенности, в том числе в части подключения к системам смазки и охлаждения двигателя. Кроме того, в блоках цилиндров компрессоров одноконтурных тормозных систем (ЗИЛ-130, МАЗ-500) смонтировано разгрузочное устройство. По достижении заданного давления воздуха в системе срабатывает регулятор давления и под плунжеры разгрузочного устройства подается сжатый воздух. Плунжеры при этом поднимаются, открывают своими штоками впускные клапаны цилиндров, и компрессор перегоняет воздух из одного цилиндра в другой. Поступление сжатого воздуха в систему прекращается. Износ деталей компрессора при работе вхолостую и затраты мощности значительно уменьшаются. При снижении давления в системе ниже заданного предела регулятор давления выпускает воздух из-под плунжеров в атмосферу и компрессор снова включается в работу. Регулятор давления установлен непосредственно на компрессоре. Такие компрессоры без каких-либо доработок можно использовать ив многоконтурных системах тормозов. По достижении заданного давления регулятор давления сообщает нагнетательную магистраль компрессора с атмосферой, прекращая подачу воздуха. Регуляторы давления в этих системах невзаимозаменяемы, а детали шатунно-поршневой группы, блоки и головки цилиндров компрессоров унифицированы. На КамАЗах установленный на место компрессор сразу включается в работу через шестерни привода агрегатов и подключается к системе смазки двигателя. На ЗИЛах и МАЗах компрессоры приводятся в действие клиновыми ремнями. Масло поступает из масляной магистрали двигателя по трубке к задней крышке картера компрессора и через скользящий уплотнитель в каналы его коленвала. Шатунные подшипники смазываются под давлением, остальные узлы - разбрызгиванием. Шум и стук при работе компрессора, повышенное количество масла в конденсате и малая производительность - признаки неотвратимого ремонта. При нарушении герметичности разгрузочного устройства в патрубке подвода воздуха к компрессору слышно характерное шипение (при неработающем двигателе и давлении в пневмосистеме, превышающем давление отключения компрессора). Если утечка воздуха прекращается при падении давления в пневмосистеме, значит, пора менять уплотнительные кольца плунжеров разгрузочного устройства.Отвернув ключом "на 22" две трубки, от ем компрессор от системы охлаждения д теля.На КамАЗе ключом "на 17" отворачивае тыре болта крепления компрессора, вы из зацепления приводную шестерню, сд компрессор к передней части двигателя, маем его. Компрессоры автомобилей КамАЗ (слева), ЗИЛ и МАЗ (справа).На МАЗах и ЗИЛах ключом "на 17" отвора Для ремонта снимаем компрессор с двигателя. ем штуцер подводящей масляной трубки Ключом "на 22" отворачиваем гайку штуцера воздушной трубки нагнетательной магистрали.Отсоединяем подводящий воздушный патру"на 22" отворачиваем штуцер с Ключом бок, вывернув два болта ключом "на 12". трубки (только дпя ЗИЛов). СвоимиСилами230ЗР 4/98 18чНа компрессорах с разгрузочным устройством Ключом "на 14" отворачиваем четыре болта ключом "на 12" отворачиваем штуцер подводякрепления компрессора и снимаем его с двигащей воздушной трубки, два болта крепления теля. регулятора и отсоединяем его от компрессора.МАЗ, ЗИЛ: дпя демонтажа приводного шкива расшплинтовываем корончатую гайку...На ЗИЛах снимаем приводной ремень, ослабив ключом "на 19" три гайки крепления кронштейна компрессора к головке двигателя.КамАЗ: ключом "на 13" отворачиваем шесть болтов крышки картера и снимаем ее...и ключом "на 22" отворачиваем ее.Отверткой и молотком отгибаем стопорную шайбу. На МАЗах ключом "на 19" ослабляем контргайку натяжного винта.Молотком через простааку сбиваем шкив с посадочного конуса.Выворачиваем натяжной винт.Вставив в сливное отверстие вороток (для фиксации коленвала от проворачивания), специальным ключом "на 42-46" отворачиваем шли- Поддеваем отверткой и извлекаем шпонку из цевую гайку. паза.Ключом "на 32" ослабляем гайку, крепящую ось Вынув из коленвала уплотнитель с пружиной, шкива натяжителя. Шкив при этом переместит- молотком и зубилом или съемником спрессося в сторону двигателя, ослабляя ремень. еываем шестерню с коленвала. 29 СвоимиСиламиКлючом "на 13" отворачиваем по четыре болта крышек картера.ЗР 4/98231 23Извлекаем поршни с шатунами и снимаем поочередно поршневые кольца. Перед установкой колец на поршень проверяем величину теплового• ^1""""•/Новые клапаны притираем к седлам до получеОбстукиваем две пробки нагнетательных клания непрерывного кольцевого контакта. панов и ключом "на 22" ослабляем их затяжку.Ключом "на 13" отворачиваем восемь гаек крепления головки.зазора в замках - как для старых ко ­ лец, так и для новых. Вставляем кольцо в цилиндр и проталкиваем его поршнем на глубину 10 мм. Щупом оп ­ Заменить уплотнительные кольца разгрузочределяем зазор в замке кольца (фото 33). Он должен быть в пределах 0,2-0,4 ных плунжеров можно, не снимая головки цилиндров. Отверткой удаляем пружину и коромм. Если зазор меньше, напильником спиливаем торцы кольца до получения мысло. положенного минимального зазора. Компрессионные кольца в сечении имеют разную конфигурацию. Верхнее ставим внутренней фаской вверх. Нижнее кольцо - наружной фаской вниз. Допускается установка какоголибо одного профиля, но с обязательной ориентацией фасок. Третье поршневое кольцо - маслосьемное, ориентации "верх-низ" не имеет.Вводя между головкой и блоком цилиндров отУзкими пассатижами поднимаем гнездо штока вертку в месте приливов блока, отрываем гои снимаем его вместе со штоком. ловку от прокладки.26АШK.»^S'{ Д Г - г /Щ £Г фШ ' ''ф1CJHЩипцами извлекаем два стопорных поршневых пальцев. Заклиниваем в отверстии плунжера стальной стержень и извлекаем плунжер. Меняем изношенные уплотнительные кольца. кольцаВид на пластинчатые впускные клапаны после демонтажа головки.зПН^•hfes. /тИГ^РЯ * ^ a^fc^ы1 -4..^й' •Через подходящий стержень выбиваем на весу поршневой палец и снимаем поршень. Поршни изготавливаются из алюСнимаем крышки шатунных подшипников, отминиевого сплава с плавающими Нагнетательные клапаны расположены в головвернув ключом "на 12" гайки крепления. Помепальцами. ке. При замене седел выворачиваем их четычаем крышки и шатуны, чтобы при сборке устаСуществуют два ремонтных разрехгранником "на 10". новить их на свои места. мера поршней с увеличением диа -232ЗР 4/98СвоимиСилами30