68
69
НОВИНКАЗВОЛЮ РЕВОЛЮОдной из самых ожидаемых премьер в Женеве был новый БМВ серии 3.Анатолий ФОМИН. Фото БМВ На 68-м автосалоне в Женеве компания БМВ впервые представила новое поколение автомобилей 3-й серии (заводской индекс Е46). Публике показали только седан. Другие кузова - купе, кабриолет, универсал (фирменное обозначение - "туринг") и хэтчбек ("компакт") появятся позднее именно в указанной очередности. Можно поспорить: новая "тройка" это пятое поколение или четвертое? Если считать родословную машины с 1966 года (появление БМВ-1600-2), тогда пятое так, кстати, утверждает и пресс-релиз. Но дата рождения "настоящей" серии 3 (БМВ316, 318, 320) - 1975 год. Заметим, что продолжительность жизни ее машин на конвейере была на протяжении трех десятилетий более чем стабильной: каждая серия - семь-восемь лет. Сильно ли отличается от предшественника очередной БМВ третьей серии? Да, у него новый кузов, двигатели, подвеска. Но если посмотреть внимательнее, то окажется, что конструктивные решения нынешнего и прежнего автомобиля очень близки. В самом деле, стоило ли отказываться от того, что сделало прежнюю модель популярной? Поэтому не будем удивляться, что развитие нового автомобиля пошло по пути эволюции, а не революционных преобразований. Начнем с кузова. Новый БМВ на 38 мм длиннее, на 41 мм шире и на 23 мм выше предшественника. Согласно нынешней тенденции автомобиль подрос, но ненамного: даже по сравнению с первым поколением БМВ серии 3 он длиннее только на 120 мм. Колесная база автомобиля стала больше на 25 мм. Новая машина шире, и это дало возможность конструкторам увеличить колею на 63 мм спереди и 57 мм сзади. Внутренний объем салона увеличен, что сделало свободнее пространство для задних пассажиров - на 10 мм для головы и на 20 мм для коленей. Иная форма дверного проема и новые передние сиденья позволили избавиться от досадного просчета, часто вызывавшего нарекания владельцев прежней модели, - неудобная посадка, мало места для ступней ног сидящих сзади. Выступающие дверные ручки в виде скобы вместо привычных для БМВ утопленных - не просто дань моде. В случае аварии с ними легче открыть двери поврежденной машины. Поскольку автомобиль стал шире, под капотом, наверное, сможет поместиться V-образный восьмицилиндровый мотор, для монтажа которого теперь не потребуются сложные решения, подобные тем, что использовались на тюнинговой версии "Альпина-В8". Правда, БМВ пока хранит молчание о планах производства восьмицилиндровых машин серии 3. Что касается аэродинамики нового кузова, то тут прогресс не слишком велик: Сх различных модификаций в пределах 0,27-0,29 против 0,28-0,32 у предшественника. Улучшить аэродинамику довольно сложно, ведь лобовая площадь кузова стала больше на 0,1 м2 . Впрочем, общий баланс положителен: с двигателями равной мощности новые машины на 3-5 км/ч быстроходнее. Самое время заглянуть под капот. С первого взгляда там все как прежде. Но не будем делать поспешных выводов - бензиновые двигатели основательно изменились. Больше всех "досталось" четырехцилиндровому мотору. Его рабочий объем увеличили с 1,8 до 1,9 л, а в блоке цилиндров появились балансирные валы, которые уменьшают воздействие "сил инерции второго порядка", или, говоря проще, улуч-Новый дизель с непосредственным впрыском и четырьмя клапанами на цилиндр.68ЗР 4/98 шают плавность работы мотора. У этого агрегата два клапана на цилиндр, что, впрочем, не мешает ему развивать большой крутящий момент 180 Н-м при 3900 об/мин и мощность 87 кВт/118 л. с. Так что двухклапанные двигатели, похоже, рано списывать со счетов. Все преимущества многоклапанных моторов проявляются лишь на высоких оборотах, а на низких они зачастую проигрывают своим более простым собратьям из-за больших потерь на трение в сложном клапанном механизме. Рядные "шестерки", рабочим объемом 2,0, 2,5, 2,8 л, внешне похожи на прежние, но на самом деле и они основательно модернизированы. Их главное отличие - система Double VANOS, управляющая фазами газораспределения обоих распредвалов. Ее назначение - получать не максимальную мощность, а обеспечивать оптимальную характеристику крутящего момента, экономичность и низкую токсичность выхлопных газов. Прежде аналогичное устройство ставили только на спортивной модели БМВ-МЗ. Еще одна интересная особенность новых двигателей: каталитические нейтрализаторы расположены прямо на выпускном коллекторе, что позволяет сократить время их прогрева и уменьшить вредные выбросы. Но самая, конечно, важная новинка первый для БМВ дизель с непосредственным впрыском топлива. Этот четырехцилиндровый мотор рабочим объемом чуть меньше 2лс четырьмя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и промежуточным охлаждением развивает 100 кВт/136 л. с. и крутящий момент 280 Н-м уже при 1750 об/мин. Двигатель один из наиболее форсированных серийных легковых дизелей. В нем, правда, нет последнего "крика" технологии - системы впрыска с общей подающей магистралью, но вопрос ная система (ATS+T), работающая и при "жесткости" работы тем не менее решен, торможении двигателем, - стандартное оспричем проверенным путем - с помощью нащение всех моделей. Для защиты водидвухфазной подачи топлива. Ровную характеля и пассажиров при аварии предусмоттеристику крутящего момента обеспечиварены восемь (!) подушек безопасности: ет турбокомпрессор с регулируемым напрафронтальные и боковые спереди, специвляющим аппаратом турбины. Динамика альные трубчатые (ITS) для защиты головы BMB-320d отнюдь не "дизельная": 100 км/ч водителя и переднего пассажира при бокоза 9,9 с, максимальная скорость 207 км/ч, а вом ударе или опрокидывании, а также, в средний расход топлива 5,7 л/100 км - на качестве дополнительного оборудования, боковые здади. Еще одно небольшое, но 15% меньше, чем у прежнего BMB-318tds. А теперь посмотрим на схему подвесвпечатляющее решение - "отстреливаюки и убедимся в том, что она почти не изщаяся" положительная клемма аккумулятоменилась. Спереди по-прежнему "Мак- ра - она уменьшит вероятность пожара при Ферсон" с L-образными рычагами на шароаварии из-за короткого замыкания. вых шарнирах, сзади - относительно проДругие новинки для маленького БМВ: стая многорычажная подвеска с двумя поавтоматическая трансмиссия "Стептроперечными и одним "косым" рычагом на ник" с возможностью ручного переключекаждое колесо. Разница лишь в том, что ния передач, "сенсор дождя", регулируютеперь для уменьшения неподрессорен- щий скорость движения "дворников", газоных масс передние и задние верхТехнические характеристики автомобилей БМВ 3-й серии ние рычаги изготовлены из алюминиевого сплава. У передней подвесПараметры 320 223' 328/ 32М 31» ки появился подрамник - он нужен, Мощность двигателя. кВт/л. с. 87118 110/150 125/170 142193 100-136 в частности, для снижения вибра4000 при об/мин 5500 5900 5500 5500 ций, передаваемых на кузов. 280 Крутящий момент. Н-м 180 190 245 280 Изрядное количество новинок 3900 3500 1750 та об мин 3500 3500 Максимальная скорость, км/ч припасено для любителей дополни206 240 207 219 231 тельного оборудования. Например, 10.2 Время разгона с места до 100 км/ч. с 9.9 8.0 70 9.9 BMB-328i станет первой машиной в Снаряженная масса кг 1285 1365 1370 1395 1375 своем классе, которую будут комплеРасход тргшива, л/100 км: ктовать системой контроля управлягород 11.0 12.7 12.5 7,4 125 емости (DSC III), а с осени еще и сисшоссе 6.1 65 7.0 4.7 6.8 темой контроля давления воздуха в средний 7,9 9.0 9.1 5.7 8,9 шинах (TPS). А вот отключаемая Цена нерастаможенной базовой противобуксовочкомплектации, в России, нем. марки 40304 43435 47348 37174 34826 разрядные ксеноновые фары, память регулировки сидений, навигационная система, борткомпьютер с расширенным набором функций и даже телевизионный экран. Одним словом, на выбор почти все, что есть на более солидных БМВ. Ну, а минусы? К ним, пожалуй, можно отнести возросшую массу автомобилей: четырехцилиндровый бензиновый BMB-318i поправился на 50 кг, шестицилиндровые БМВ-3201, 323i, 328i - на 65-75 кг, а дизельный БМВ-320с1 - на целых 95 кг по сравнению с предшественником БМВ-318tds. Но здесь, похоже, ничего не поделаешь - возрастающие требования к пассивной безопасности, усложнение моторов, улучшение комфортабельности неминуемо превращают автомобили в "броненосцы на колесах".Подушки безопасности - как их много!ЗР 4/9869