257
компрессорных деталей. О последствиях такой потери догадаться нетрудно: если заклинит компрессор кондиционера, приводимый ремнем, зачастую общим с генератором, водяным насосом и усилителем руля, то автомобиль попросту "умирает" на дороге. И летний друг и помощник - кондиционер превращается во врага-диверсанта. Причем зачастую весьма прожорливого! Случается слышать жалобы: мое авто (с кондиционером, разумеется, ред.) стало кушать топлива, как формула 1 - не накормишь. Естественно, ему советуют поехать в техцентр и сделать диагностику двигателя. Правильнее начать с кондиционера. Он и исправный-то повышает расход топлива на 5-7%, а неисправный - и вовсе до 15-25%. Чтобы избежать таких неприятностей, следует систематически проводить техническое обслуживание кондиционера. Однако ни в коем случае не пытайтесь заниматься этим самостоятельно. Доверьтесь специалистам, ведь при малейшей оплошности самоучка-ремонтник может попасть под давление минимум 5 атмосфер, а в худшем случае - под двадцать - тридцать.К тому же системы кондиционирования автомобилей, как правило, заправляют ядовитым фреоном R-12 или R134а. В случае отравления первым сначала наступает ощущение легкого опьянения, эйфории, затем тошнота или рвота. Спасает тогда обильное питье минеральной воды, желательно газированной. Газ R-134a намного опаснее. Он тоже без цвета и запаха и при определенных концентрациях вызывает остановку сердца без каких-либо предварительных симптомов. Оба газа, контактируя, скажем, с горящей сигаретой, прямо перед носом разлагаются, образуя фосген. Между прочим, боевое отравляющее вещество! Отравление при этом неизбежно пухнут губы, резко воспаляются слизистые оболочки, невозможно ни глотать, ни есть, ни пить. Самая уязвимая часть в автомобильном кондиционере - конденсор - радиатор кондиционера. По своим размерам он похож на радиатор системы охлаждения, но стоит впереди него, а потому, как настоящий герой, первым принимает на себя все удары. Повреждают его и мелкие острые камешки или осколки фар, бутылок, рассыпанные на дороге.Избегайте наезда на них, ибо стоит конденсор $500-600. Вообще цены новых деталей кондиционера заставляют задуматься: трубки - по $200-300, а компрессор некоторых моделей автомобилей, например, "Ауди", БМВ, даже свыше $200. И все-таки самая распространенная причина разрушений деталей кондиционера- местная коррозия. Приостановить ее можно профилактическим обслуживанием в специализированном центре каждые два года. И еще один совет напоследок. Обратите внимание на ветровые стекла иномарок. Нередко можно увидеть горизонтальную трещину по всему стеклу на высоте нижней четверти. Знаете, отчего? От того, что, садясь в автомобиль в жару, водитель, пустив двигатель, направляет холодный воздух из кондиционера на раскаленное ветровое стекло, а в сильный мороз пускает на него горячий воздух отопителя. Резкого перепада температуры стекло не выносит и трескается. Так что с кондиционером в вашей машине, который приносит массу удобств, не все так просто, как может показаться с первого взгляда.Т АКЛИ ВСЕ ПРОСТО?В нашем журнале (ЗР, 1998, № 2) была опубликована статья "Двухамперный диверсант", в которой Аркадий Козлов заострил внимание читателей на некоторых "анекдотах" в электрооборудовании российских автомобилей. Но так ли все просто в действительности? Свою точку зрения высказывает специалист в этой области Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ.Зачем же нужен "двухамперный диверсант" при наличии обК сожалению, автор не совсем прав. На самом деле выбор рабочего тока предохранителя в2А оправдан. Но сначала давайщего восьмиамперного? Он сработает в случае частичного замыте разберемся, почему в описанном случае не сгорел заклинивкания в обмотке мотора или при замыкании внутренней проводший электромотор фароочистителя. Величина тока, потребляемоки двигателя на "массу". При этом ток в цепи может не достичь го двигателем постоянного тока с заторможенным ротором, опре8 А, так как эти цепи (вспомните обмотку!) выполнены проводом деляется исключительно величиной сопротивления его обмоток. весьма малого сечения, но он значительно превысит 2 А. Значит, При этом вся подводимая к нему мощность (в вашем случае 1,75 не будь этого предохранителя, мощность, рассеиваемая в мотоА х 12 В = 21 Вт) идет на нагрев. Но температура двигателя не буре, выросла бы настолько, что пластмассовые детали могли бы дет расти бесконечно. По мере нагрева увеличится теплоотдача начать плавиться или даже загореться. в окружающую среду, и когда рассеиваемая тепловая мощность Избежать перегрева двигателя можно, включив в его сравняется с подводимой, рост температуры прекратится. Зацепь резистор сопротивлением 3,6 Ом и мощностью не менее метьте: 21 Вт - это не так уж много. Представьте себе, что в кор10 Вт. В нормальном режиме он почти не влияет на работу мопусе мотора зажгли лампочку указателя поворота. Если баланс тора, а при его затормаживании берет на себя часть рассеибудет достигнут прежде, чем температура обмотки достигнет ваемой мощности. +130°С, то изоляция выдержит - и с мотором ничего не случится. Как же защитить аккумулятор? Можно, например, применить Предохранитель на 1,5 А, который автор предлагает здесь устасхему, принятую в "Москвиче-2141", - там все потребители, кроновить, стал бы периодически перегорать. Во-первых, в момент ме габаритного света и радиоприемника, обесточиваются при .пуска ток достигает почти той же величины, что иу заторможенвыключенном зажигании. Вынул ключ из замка - и можно быть ного двигателя, правда, кратковременно. Во-вторых, щетки могут спокойным. Еще лучше установить выключатель "массы", тогда шросто примерзнуть к стеклу и лишь через некоторое время отта- ваша машина не загорится неожиданно в гараже, если перетер|ять при включении фар. А ваш предохранитель уже сгорел... ся какой-либо провод, находящийся под напряжением.ЗР 4/98257