111
Ш.Ш:Ш1М:МЩМЛШНИ1!!1В Туле налажен выпуск точного приспособления, определяющего толщину лакокрасочного покрытия автомобилей.Перед вами давняя мечта, только что пригнанная откуда-нибудь из Германии. Пышет жаром капот, сверкают полированные бока. Догадается ли покупатель, что эта ослепительная красавица еще неделю назад рихтовалась, шпатлевалась и красилась? Далеко не всегда. Эх, купить бы где-нибудь такой приборчик, чтобы поднести его к машине, нажать на кнопочку и спросить его, не кувыркалась ли эта красная "бээмвэшка" через крышу? Приборчик помигает лампочками, подумает и скажет: так, мол, и так, правое заднее крыло содержит под слоем эмали полкило шпатлевки, заводскими стандартами не предусмотренной... Показали бы мы такой приборчик продавцу, да и предложили бы: либо цену сбавляй, либо ищи других дураков... Смешно? А прибор такой существует. Называется он ОТП, а выпускает его Тульский научно-исследовательский институт "Стрела". Вообще говоря, подобные приборы в Туле делают давно. Жизнь у таких изделий весьма тяжелая, поскольку предназначены они, согласно паспорту, "для измерения и контроля толщины изоляционных и немагнитных покрытий изделий, изготовленных из стальных материалов (трубопроводов, баков, ванн, раковин и др.)". Представьте себе ремонтно-профилактические работы на каком-нибудь таежном нефтепроводе - бррр... Поэтому конструктивно ОТП выполнен влаго-, ударо- и термоустойчивым. Но самым интересным для нас является, конечно же, то, что прибор позволяет обнаружить следы квалифицированного ремонта кузова автомобиля. Попробуем воспользоваться прибором. Внешний вид, честно говоря, описывать не хочется, но об этом чуть позже. Перед нами тумблер и две кнопки. Щелкаем тумблером—+ia табло вспыхивает и исчезает некий загадочный символ. Теперь прибор нужно откалибровать, то есть, говоря простым языком, ввести в него отправную точку измерений. Для этого в комплект входит специальная стальная пластина. Дотрагиваемся до нее датчиком и нажимаем кнопку "Калибровка". Прибор готов к работе. Сначала потренируемся. Кладем поверх стальной пластины тонкие изоляционные заготовки, заранее замеренные мик-НУ, ПРИБОРЧИК, РАССКАЖИ...заний прибора представляет неисчерпаемую тему для размышлений и дискуссий. Если, например, покрытие одного крыла на вашем авто вдвое тоньше всех остальных, но не имеет сильного разброса по разным точкам, то перед вами - свежепокрашенная новая деталь. Если же разброс показаний на том же крыле "прыгает" чуть ли не по всей шкале прибора, то бедняжку рихтовали, шпатлевали и красили. А если в какой-то точке крыла прибор вдруг начинает показывать какую-то абракадабру, то будьте уверены - перед вами сквозная дыра, залатанная стеклотканью. Прибор пытается измерить расстояние до металла, которого здесь уже, к сожалению, нет... А сколько интересного можно обнаружить при исследовании качества антикоррозионного покрытия! Несомненно одно: "поиграв" с прибором недельку-другую. вы, подобно опытному хироманту, с легкостью сможете описывать прошлое автомобиля. Давайте теперь немножно порассуждаем. Прибор в сегодняшнем виде выглядит довольно убого, и разработчики это прекрасно понимают. В то же время именно такой непритязательный, но надежный конструктив вполне устраивает его нынешних потребителей. Более того, именно этот неприглядный корпус обеспечивает прибору его "всепогодность". В этом его достоинство, но в этом же, увы, и недостаток: отпускная цена предприятия составляет 3000 рублей. Дорого. Впрочем, дорого ли? Аналогичное английское изделие Elcometer-355 обойдется вам в $2000. Кроме того, перед разработчиками прибора никто и не ставил задачу приспособить его под среднестатистического автолюбителя с тощим кошельком. А владелец гаража подержанных автомобилей сможет выложить указанную сумму без особого напряжения. И еще пару слов о цене. Разработчики готовы за несколько месяцев втиснуть свое детище в современный пластмассовый корпус, пожертвовав, правда, его всепогодностью, и приблизить внешний вид прибора к калькулятору. Стоимость при этом снизится примерно втрое! Останавливает туляков только одно: отсутствие данных о реальной потребности автомобилистов в подобном приборе...МихаилКОЛОДОЧКИНрометром. Подносим датчик, нажимаем кнопку "Измерение" - на табло вспыхивают красные цифры, отображающие толщину заготовок в микрометрах. Точность прибора действительно укладывается в паспортные ±20 мкм. Кстати, при толщине изолятора более 1 мм дисплей автоматически переходит на индикацию в миллиметрах. Пора мерить автомобили. Начнем с ВАЗ-21099 с крашеным крылом. Сначала движемся с датчиком вдоль передней двери с заводским покрытием - 120, 125, 130 мкм. Опускаемся ниже линии молдинга здесь покрытие потоньше: 98, 100, 95... Как бы случайно возвращаемся к начальным местам замера, но прибор на провокацию не поддается, высвечивает на дисплее знакомые 125±5 мкм. Переходим к пострадавшему крылу - вот оно! На дисплее выскакивают показания 190, 200, 150, 220 - неоднородность покрытия очевидна. На очереди "Ниссан-Максима". Толщина покрытия капота составила от 120 до 150 мкм, крыша оказалась потолще: 190 - 220 мкм. Честно говоря, ждали от новенькой иномарки более стабильных параметров. Переходим к "Ауди". Подносим датчик к капоту-140,150,140,139... Фирма подтвердила класс. Горестно вздыхая, направляемся к видавшему виды "сорок первому" со свежеокрашенной левой задней дверью. Для сравнения сначала померим переднюю дверь с "родным" покрытием: 120,135,110, 140... Так, а теперь - заднюю: 80, 84, 75, 90. Маловато будет! Постепенно "игрушка" привлекла всеобщее внимание, и замеры "всех и вся" продолжались до темноты. Стабильность показаний проверялась неоднократно - претензий нет. Абсолютная же величина покаЗР 4/98111