120
121
иПОЕХАЛ'?!Сергей УСКОВУмеете ли вы... читать? Точнее читать объявления о продаже машин?Информация в объявлениях делится на две части - объективную и субъективную. К первой относятся сведения, как правило, не подлежащие сомнению. А именно: марка автомобиля, модель, год выпуска, цвет и величина пробега. Впрочем, последний параметр часто подвергается "коррекции" - в какую сторону, думаю, говорить не надо. Однако в первом приближении его можно принять (см. ЗР, 1997, №11, с. 84). К субъективной можно отнести информацию, косвенно определяющую состояние машины. На этом стоит остановиться подробнее, дабы не тратить время на осмотр заведомо неприемлемых экземпляров. Поскольку объем текста в объявлениях ограничен, продавцы пользуются своеобразным жаргоном, стремясь "впихнуть" все сведения о машине в несколько слов - традиционное описание состояния автомобиля заняло бы полстраницы. Самое распространенное из них - "сел и поехал" (или новомодное, но глуповатое "на полном ходу") - по идее, должно означать полную исправность машины. Иными словами, в нее можно сесть и сразу ездить, ездить, ездить... не задумываясь более ни о чем! На практике же это, как правило, означает не столько пригодность автомобиля к дальнейшей беспроблемной эксплуатации ("такая корова нужна самому"), а лишь полную готовность машины к продаже. Чувствуете разницу? Да, автомобиль блестит и сияет, все узлы и агрегаты исправны, в него действительно можно сесть и поехать... Но далеко ли? Ну, в ГАИ, нотариальную контору, до дома, а дальше - уж как повезет. Поэтому к такому выражению нужно относитьсяЦкритиче-~. ски, а на осмотр брать с собой специалиста. Коротко охарактеризуем дальнейший список устоявшихся ело восочетаний. "Из первых рук" - машину с момента покупки эксплуатировал один владелец, что, скорее, хорошо, чем плохо. Однако люди относятся к вещам по-разному: иной бестолковый хозяин хуже трех аккуратных, верно? "Не видела снега", "зимой не эксплуатировалась" и т. п. - значит, на машине выезжали только летом, что, однозначно, очень хорошо. Таким экземплярам стоит отдать предпочтение. "Гаражного хранения" - даже эта понятная фраза нуждается в разъяснении, поскольку наличие гаража, как ни странно, не всегда положительно сказывается на сохранности машины. Если, например, владелец ездит круглый год, а авто ставит в утепленный гараж, то следствием этого станет быстрое разъедание кузова коррозией изза конденсации влаги при резком перепаде температур. "Родное железо и краска" - машина не была в крупной аварии, ее не варили газосваркой, не меняли панели и не перекрашивали кузов. Это самые дорогие машины на рынке, но начинать вам, вероятно, следует именно с них. "Замена железа по кругу", "весь металл новый", "низ хорошо проварен" и т. п. - автомобиль много повидал на своем ве-ку, его эксплуатировали круглый год и, как минимум, проехали 200 тыс. км, а затем, заменив гнилые крылья, пороги, а иногда и двери, перебрав мотор и перекрасив кузов, предлагают вам. На такие экземпляры нужно обращать внимание лишь в том случае, если цена предложения невысока, а ездить вы собираетесь только летом. "Движок - зверь". Возможно, он "озверел" от большого количества разнообразных присадок, залитых для повышения мощности перед продажей. "Много нового", "все заменено" - при телефонном разговоре с хозяином выясните, что же все-таки имеется в виду. Возможно, заменено лишь то, что влияет на внешний вид (рассеиватели подфарников, "дворники", покрышки) и в сумме составляет незначительный процент от стоимости всей машины. "На запчасти без переоформления" совершенно не подходящий вам вариант, поскольку либо авто полностью не пригодно к восстановлению, либо имеются серьезные проблемы с документами - третьего120ЗР 4/98 Не могу не сказать про такое достаточно распространенное явление, как "комбинированный" автомобиль или, говоря проще, "сборная солянка". Это относится по большей части к "жигулям" всех моделей, поскольку у "москвичей", "волг" и "запорожцев" "комбинировать" почти не из чего. Продукция же ВАЗа имеет большое разнообразие в пределах одной базовой модели (2101), что позволяет использовать различные узлы от более современных моделей (вплоть до 2107). В результате в "копейку" (ВАЗ-2101, здесь и далее в кавычках выражения, встречающиеся непосредственно в объявлениях) может быть установлен "салон 06" (от модели 2106), "двигатель 03", "бамперы 07" и т. д. К подобным переделкам автор относится крайне отрицательно (кстати, и ГАИ этого тоже не одобряет), поскольку вы вряд ли узнаете, кто и для какой цели занимался таким "тюнингом". Одно дело - для себя, не спеша ис любовью, другое - кое-как, дабы подороже продать своего "железного коня". В результате при необходимости демонтировать, например, бампер выясняется, что он... намертво приварен! Из-под "торпедо 06" полетят искры, так как прежний владелец при установке неаккуратно соединил разрезанную проводку. В любом случае подобный автомобиль побывал в руках "самоделкина", квалификация которого вам неизвестна. Так к чему лишние проблемы? На рынке полно машин, хозяева которых лишь крутили руль да нажимали на педали - вот и берите такую. А коль будет охота да умелые руки в придачу, скомплектуете ее по своему вкусу. не дано. "Антикор, подкрылки, мовиль" описание антикоррозионных мер, которые предпринял владелец. Это может служить лишь дополнительным плюсом после осмотра машины, поскольку после покупки антикор рекомендуется делать еще раз. "Музыка - SONY (PANASONIK, JVC и т. д.)" - автомобиль "радиофицирован", что, конечно, неплохо, однако часто это преподносится таким образом, будто вы покупаете не машину с магнитолой, а магнитолу с машиной в придачу. На мой взгляд, купить автомобиль проще без радио, которое впоследствии нетрудно установить самостоятельно, исходя из собственного вкуса и кошелька. "Много запчастей", "плюс запчасти", "запчасти в придачу" - подобная покупка лет 10 назад была безусловной удачей, поскольку запчасти были дефицитнее, чем сама машина. Сегодня же отделы запчастей открыты чуть ли не при каждом продмаге, не говоря уже о специализированных рынках и развалах. Поэтому здесь целесообразно поступить так. Если автомобиль, который вы собираетесь приобрести, в настоящее время выпускается (или снят с производства совсем недавно), то запчасти к нему брать в придачу не следует (разве что мелочевку), поскольку они будут производиться еще как минимум 10 лет, а то и больше. А поэтому запасаться впрок ни к чему: по закону подлости у вас когда-нибудь выйдет из строя тот узел, которого как раз в запасе не имелось. Другое дело - автомобили, выпуск которых прекращен 10 и более лет назад. К такой технике лучше брать почти все запчасти, кроме тех, которые вам негде хранить. Однако они должны быть только новыми: брать "б/у" не стоит. К автомобилям же выпуска до 1971 года (тогда все автозаводы перешли на новые модели, большинство из которых, в слегка подретушированном виде, мы видим и сегодня на дорогах) - нужно брать все! А зачем вам нужен такой автомобиль? Хотя, впрочем, мое дело рассказать обо всем, к тому же мы отвлеклись от основной темы - чтения объявлений. Несколько лет назад, проходя по авторынку, я увидел "Запорожец" (вообще он там редкий гость), на ветровом стекле которого красовался плакатик: "Запорожец" не купил - жизнь интимную сгубил". От неожиданности я просто остолбенел, затем, отсмеявшись, поискал продавца, который куда-то отошел. Естественно, я не собирался прицениваться к его машине, но хотел лишь сказать, что фраза имеет противоположный смысл: именно купив такой "Запорожец", интимной жизни новому владельцу не видать, поскольку возиться он с ним будет и день, и ночь... Это была шутка, а заключение будет серьезным. Нынешний рынок подержанных автомобилей перенасыщен: машину проще купить, чем продать. Поэтому не торопитесь. По ключевым строкам подобных объявлений выберите наиболее подходящее и лишь потом отправляйтесь на осмотр. Только не удивляйтесь - зачастую то, что придется увидеть, разительно отличается от того, что вы себе представили, читая газету.ЗР 4/98121