ГРУЗОВИКИ | МАЗ‑6440РАКРАСНЫЙ НОСМинский автозавод готовит в серию тягач-капотник МАЗ‑6440РА. Прокатиться на новом МАЗе, испытания которого планируют завершить еще в этом году, удалось Андрею Сидорову.Втесной Западной Европе автопоезд с тягачом капотной компоновки встретить почти невозможно – ограничение габаритной длины 16,5 м вынуждает использовать с ними совсем уж короткие полуприцепы. А это недополученная прибыль от перевозки и, как следствие, ослабление конкурентных позиций. Другое дело – страны с более лояльными к габаритам правилами. У нас, например, максимально разрешенная длина сцепки – 20 м, а значит, и капотники могут чувствовать себя в безопасности. К тому же у «носатых» есть определенные преимущества перед кабиной над двигателем. Очевидное – выше уровень безопасности водителя при аварии. Два метра рамы впереди и тяжелый двигатель служат в этом случае весьма эффективной броней. Пол кабины ровный и расположен почти на полметра ниже, чем у «головастиков». На первый взгляд, не велико достоинство, но обратите внимание, как забирается иной водитель в кабину, скажем, высоченного «Рено-Магнум»: карабкается по ступенькам, держась руками за поручни (обычно не очень-то чистые), а папку с документами на груз держит… в зубах. Будь у него рот свободным, мы услышали бы много теплых слов о том гаишнике, что его остановил, о дорогах и ценах на солярку. А понадобится взглянуть на двигатель, кабину придется откидывать. Сам этот процесс на современных машинах механизирован, но вещи со спальникалетят на пол, а напарника придется будить и выгонять на свежий воздух. Капотник же лишен этих неудобств.60 ТОНН С ДОВЕСКОММАЗ-6440РА планируют впрягать в полуприцеп МАЗ‑975830 и задействовать на дальних расстояниях. Длина автопоезда в этом варианте 18,45 м – значит, в российские правила укладывается с запасом, поэтому под заказ возможна комплектация еще большим полуприцепом. К тому же допустимая масса автопоезда в 63 тонны к этому располагает. Двигатель свой, Минского моторного завода, специально разработанный под эту машину: V‑образная 18‑литровая «восьмерка» мощностью 600 л.с., Евро‑4. Коробка передач, один из немногих импортных узлов, – гидромеханический шестиступенчатый автомат «Аллисон‑4500R». Подвеска спереди и сзади – пневматическая: и комфорт выше, и динамическая нагрузка на дорогу меньше. Есть круизконтроль, тахограф, электроподъемниклюка кабины, зеркала с электроуправлением и подогревом, автономный отопитель, климат-контроль и холодильник. Естественные для современного тягача антиблокировочная, противобуксовочная и система курсовой устойчивости, многофункциональный развлекательный комплекс с GPSнавигацией, DVD-проигрывателем и TV-тюнером. Спальных мест – два. Удельный вес отечественных (белорусских) комплектующих в машине – 73%, и в перспективе он будет только расти. Хорошо это или плохо для потребителя – вопрос спорный. Если обеспечат качество, то замечательно. А если нет? Никакие уговоры поддержать отечественного производителя здесь не помогут. Грузовик – средство производства, и будь он хоть баснословно дешевым, владельцу, стоя в ремонте, принесет лишь убытки.220 За рулем 12/2011 ТРЯХНЕМ НОВИЗНОЙЗаправка в тот день на автозаводе не работала, солярку в бак носили ведрами. Видимо, издалека – за два часа залили, судя по указателю на щитке приборов, ведра четыре. За точность не ручаюсь – на территорию не пустили. Но ближе к обеду из главных ворот, наконец, выехал объект моего интереса. Маршрут – на полигон и обратно, всего километров десять. Немного, но должно хватить, чтобы получить представление хотя бы о том, как машина едет. Под капот заглянуть Рабочее место водителя окружено панелью приборов. Рулевая колонка регулируется. Два спальных места в перспективе планируют разместить в «однокомнатной» пристройке к кабине.На правах рекламы | МАЗ‑6440РАне удалось – гидроподъемник уже сломался, а вручную не поднять. Недобрый знак для новой машины. Хорошо, что на выставке «Ком‑ транс‑2011» он еще работал: фото двигателя в этом материале именно оттуда. Но всякое бывает – обра‑ зец опытный, пока единственный, и на нем как раз отрабатывается кон‑ струкция. За рулем водитель-испытатель, в правом кресле инженер из команды разработчиков, а я пристроился посе‑ редине, на диванчик спального места. Пока под колесами асфальт городских улиц, ехать можно и там – просторно, хотя чувствительно потряхивает. Пона‑ чалу списал это на то, что автомобиль АКП – это не только удобство работы води‑ теля, но и значительное увеличение ресурса двигателя и ведущих мостов.порожний и без прицепа, но стоило съехать на грунтовку, понял: лучше ехать стоя! Кабина прикручена к раме через резиновые подушки, спасающие разве что от высокочастотных вибра‑ ций. В серию, говорят, планируется пневмоподвеска. А вот и полигон – заасфальтиро‑ ванная площадка и примерно двух‑ километровая прямая, где можно, наконец, прокатиться за рулем. Эргономика нового МАЗа вполне на уровне, на рабочем месте водителя ничуть не хуже, чем у более имени‑ тых «иностранцев». Разве что каче‑ ство отделки, как принято говорить, Три четверти комплектующих – белорус‑ ского производства, и их доля будет только увеличиваться.НАЛЕГКЕбюджетное – саморезики в панели, простенькая обивка спальника, дешевый пластик… Если это найдет отражение в цене машины, которая пока не определена, то вполне нор‑ мально. Рычага АКП нет, вместо него три кнопки на панели: D – вперед, R – назад, N – «нейтраль», вот и весь алгоритм. Шестисотсильный двигатель обеспечивает тягачу-одиночке поис‑ тине спортивную динамику. Без огра‑ ничителя 125 км/ч набираются при‑ мерно секунд за пятнадцать. Машина идет очень легко и ровно, а тормоза легче, чем на многих легковушках. С непривычки первые несколько торможений получаются излишне резкими, но осваиваюсь довольно 600 л.с. для 18‑литрового дизеля – далеко не предел.222 За рулем 12/2011 Высотой седла можно управлять при помощи пневмоподвески тягача. Жесткие опоры кабины, говорят, временное решение. В серию планируют пневмоподвеску. быстро. Только кататься на «голове» без полуприцепа – не велика премуд рость: этой машине нужна настоящая работа. Но до нее путь неблизкий, впереди испытания, доводка, омолога ция. Посмотрим, не растеряет ли зало женный конструкторами потенциал по дороге на конвейер.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯГабаритная длина, мм Снаряженная масса, кг Полная масса автопоезда, кг Максимальная скорость, км/ч Распределение технически допустимой общей массы на переднюю ось/заднюю тележку, кг Топливо/запас топлива, л МАЗ‑6440РА8080 11 150 63 000 134 (89*) 7000/23 000 ДТ/2×500ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, ММЗ Д‑283.4Е4-22, Евро‑4, с наддувом, V8, 18 л, 441 кВт/600 л.с., 2500 Н·м. ТРАНСМИССИЯ: А6 (Allison 4500R). ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – пневматические; тормоза – барабанные; шины – 315/70R22,5.*С ограничителем.На правах рекламы