238
«КАМАЗ-МАСТЕР» СПОРТ | «ДАКАР‑2012»СМЕНА ПОКОЛЕНИЙГотовясь к очередному марафону, команда «КамАЗ-Мастер» серьезно изменила состав экипажей. Кто занял места многократных победителей легендарной гонки и как это повлияет на шансы россиян в борьбе за победу, разбирался Кирилл Качнов. Фото автора.Когда автомобиль команды «КамАЗ-Мастер» впервые выиг­ рал легендарный «Дакар», пилотом победившей машины был Виктор Московских – случилось это в 1996 году. С тех пор российский коллектив добыл на «Дакаре» еще девять побед, и каждый раз за рулем автомобиля, пришедшего к финишу первым, сидел либо Владимир Чагин (семь раз), либо Фирдаус Кабиров (дважды). Гонка 2011‑го не стала исключением: их экипажи заняли в итоговом протоколе первые две строчки. На этом фоне «КамАЗМастер» на «Дакаре-2012» выглядит сенсационно: ни Чагина, ни Кабирова за рулем российских машин не будет – их места займут молодые гонщики. Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова, конечно, нельзя называть новичками. «КамАЗ-Мастер» предпочитает не приглашать звезд со стороны, а самостоятельно воспитывать новое поколение спортсменов. Все три пилота выросли в Татарстане, первый гоночный опыт получили в картинге, а в команде не один год отработали механиками, прежде чем взяться за руль боевых машин. К примеру, Эдуард Николаев трижды приезжал на «Дакар» как механик в экипаже Чагина, а в роли пилота одержал победу на прошлогоднем ралли «Шелковый путь». К тому же, при всем уважении к водителям, нельзя недооценивать роль штурманов. И если Чагин с Кабировым повесили шлемы на гвоздь, то ассистировавшие им по ходу всех победных гонок штурманы – Сергей Савостин и Айдар Беляев – вовсю готовятся к очередному «Дакару».Всего на старт легендарной гонки в этом году выйдет пять КамАЗов – четыре из команды «КамАЗ-Мастер» и машина казахстанского коллектива «Астана». Из четырех заводских грузовиков два – новые, построенные в этом году, а еще два – автомобили 2008 года выпуска, прошедшие курс «восстановительных процедур», включая замену рамы и ряда важных агрегатов. Технически все четыре машины почти идентичны, самое яркое отличие новых грузовиков – кабина у них для лучшей развесовки смещена на 400 мм назад. А наиболее заметное усовершенствование, внедренное с прицелом на очередной «Дакар», – продвинутая система телеметрии. Она позволяет фиксировать параметрыработы принципиально важных систем и проводить более тщательный «разбор полетов» после финиша спецучаст­ ка. Раньше такую систему ставили то на один автомобиль, то на другой, – теперь ее более сложным вариантом оснастили все КамАЗы. Очевидно, изменения в составе команды не лишают «КамАЗ-Мастер» статуса фаворита очередного «Дакара». И все же провести столь радикальную смену поколений, доверить выступление на главном марафоне сезона молодым гонщикам – это определенный вызов. Тем увлекательнее обещает стать очередной «Дакар», который стартует 1 января в аргентинском городе Мар-дель-Плата и финиширует через две недели в Лиме, столице Перу.  У молодых гонщиков команды «КамАЗ-Мастер» (слева направо) Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова на троих один-единственный «Дакар» в роли пилота: в прошлом году Николаев занял третье место.238 За рулем 12/2011