44
45
46
48
«ШЕВРОЛЕ-НИВА» С ПАКЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯСОХРАНЯЮЩАЯ ЛИЦОС августа этого года у «Шеви-Нивы» появились подушки безопасности и антиблокировочная cистема. Честь испытать работу подушек досталась манекенам, антиблокировку на обновленной машине опробовал Сергей Мишин.Пары десятков километров по асфальту и получаса по бездорожью достаточно, чтобы сказать: явных огрехов в сборке автомобиля нет, иначе они наверняка проявили бы себя. Двигатель ровно урчит, раздатка раздает, блокировкаУДАРИМ ПО ТОРМОЗАМблокирует, и машина в целом ведет себя вполне штатно. Конечно, тест был скоротечным и не претендовал на всестороннюю оценку потребительских качеств, но получить первые впечатления о работе систем пассивной безопасности и машине в целом, думаю, удалось.Позже, на пресс-конференции, те из нас, кому довелось немало поездить на «нивах» прошлых лет, отметили улучшившийся комфорт на асфальте. Однако не отягощенные подобным опытом «эксперты», привыкшие к импорту, сетовали на повышенный44За рулем 12/2011 уровень шумов и вибраций, тугой рычаг межосевой блокировки и недостаточный крутящий момент двигателя на низах. Да простят меня коллеги, последнее утверждение, мягко говоря, не несет в себе смысловой нагрузки. Важен крутящий момент, а точнее, мощность на колесах. Только момент на них – результат работы коробки передач, раздаточной коробки, главной передачи и коэффициента сцепления шин с дорогой. А учитывая широкий диапазон передаточных отношений коробки и раздатки, нехватку момента нужно искать в водительских навыках критиков. Зато на грунтовке машина понравилась всем. Нюансы в управлении, конечно, есть. В движении надо держать обороты ближе к трем тысячам – здесь двигатель заметно оживает и легко выстреливает машину даже на сыпучие подъемы. Шумновато по современным меркам, зато уверенно. Ну и не стоит пролетать на высокой скорости через крупные ухабы. Передняя подвеска, как и на большинстве современных вседорожников, независимая. При ее сжатии дорожный просвет уменьшается и поперечина иной раз работает как отвал грейдера. Сгладить все бугры вам не удастся,ПОДУШКИПо защите водителя и пассажира при фронтальном ударе машина соответствует уровню «три звезды». В первую очередь этому способствуют подушка водителя (объемом 55 л) и пассажира (95 л) фирмы TRW. В комплекте с подушками – ремни с системой преднатяжения с ограничением усилия. Нагрузку на грудную клетку водителя и пассажира (усилие на ленте ремня) ограничивает торсион, встроенный в механизм катушки ремня. Для предупреждения подныривания под ремень при ударе о препятствие каркасы подушек передних сидений спереди усилены так называемой субмарин-пластиной. Блок управления подушками расположен в наименее вибронагруженной и самой безопасной части кузова – на туннеле коробки передач. Об исправности системы сигнализирует контрольная лампа диагностики на панели приборов. Автомобиль с подушками прошел полный цикл испытаний, в том числе согласно международному Правилу R94 (удар с перекрытием в деформируемый барьер на скорости 56 км/ч) и методике EuroNCAP (на скорости 64 км/ч). А также многочисленные тесты, подтверждающие, что подушки не выстрелят при прыжках на бездорожье.а удар поперечиной о грунт хоть особо и не вредит машине, но на пользу уж точно не идет и скорость существенно снижает. Выстрелы пиропатрона ремня и подушки безопасности в программу тест-драйва, к счастью, не входили – «встретиться» лицом к лицу с этой темой не пришлось. Поверим опыту манекенов – уж они-то имели удовольствие прикладываться резиновыми головами о руль и с подушками, и без них и знают цену этому элементу безопасности. Главная цель нашей поездки – знакомство с антиблокировочной системой, потому особое внимание – обновленным тормозам. Электронный помощник ведет себя ненавязчиво, позволяя опытному водителю эффективно тормозить на грани срабатывания электроники. Последняя вступает в действие в конце хода педали. Так что при внезапном появлении препятствия на дороге достаточно просто положиться на инстинкт и, не раздумывая, тормозить в пол. Педаль слегка застрекочет, но машина остановится с минимальным тормозным путем на любом покрытии. Даже на сыпучих, сдвигающихся при торможении и мокрых скользких грунтах замедление вполне уверенное. Но самое  Пластина в передней части сиденья не позволит водителю или пассажиру при аварии продавить каркас и поднырнуть под ремень.   Замок ремня безопасности (теперь на гибком тросе) зафиксирован относительно сиденья специальной петлей. При ударе автомобиля о препятствие срабатывает расположенный у салазок пиропатрон, выбирая слабину ремня.  Силовые детали передней части кузова, принимающие на себя фронтальный удар, выделены оранжевым цветом. Нижняя рамка радиатора с крэш-боксом спереди (трапеция на боку) и дополнительными распорками (выделены красным цветом) образуют единый энергопоглощающий элемент, гасящий энергию удара о невысокое препятствие.За рулем 12/201145 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ШЕВРОЛЕ-НИВА» С ПАКЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯChevrolet NivaРазмеры, мм: длина×ширина×высота  4065×2120×1690 Объем багажника, л  320 Снаряженная/полная масса, кг  1410/1860 Максимальная скорость, км/ч  140 Топливо/запас топлива, л  А95/58 Расход топлива: городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км  14,1/8,8/10,8 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 8 клапанов, 1,7 л, 58,5 кВт/80 л.с. при 5000 об/мин, 127,4 Н·м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная; М5; раздаточная коробка с понижающей передачей и блокируемым дифференциалом. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – независимая, двухрычажная/зависимая, пятиштанговая; тормоза – дисковые вентилируемые/барабанные, шины – 205/75R15, 205/70R15, 215/65R16. КОМПЛЕКТАЦИИ: L, LC, GLS, GLC. ЦЕНЫ: 439 000, 468 000, 508 000, 535 000 руб.На автомобиль ставят антиблокировочную систему «Бош» девятого поколения c оперативной памятью 512 Кбайт. Система отличается более совершенным алгоритмом управления и позволяет экономить на датчике замедления – здесь скорость автомобиля считывается непосредственно с колес. Кроме собственно недопущения блокировки колес система распределяет давление между передними и задними тормозами, выполняя функции регулятора. А еще ограничивает давление в тормозных цилиндрах внутренних колес в поворотах, сохраняя эффективность торможения, поскольку загруженные внешние колеса тормозят максимально эффективно. И помогает сохранить устойчивость автомобиля при торможении на неоднородных покрытиях, ограничивая тормозной момент на колесах, находящихся на покрытии с высоким коэффициентом сцепления. Антиблокировочную систему в составе автомобиля настраивали на разных дорогах: от обледенелых и заснеженных до сухих асфальтобетонных – и вне дорог: на песке, щебенке, грунте и покрытии различного рельефа. В поворотные кулаки и заднюю балку внесены изменения, позволяющие разместить роторы и датчики скорости – у этих узлов свои каталожные номера. Практически все трубки тормозной системы оригинальные. Процесс заполнения привода жидкостью и его прокачки не изменился. При этом требуется лишь открыть клапаны в блоке антиблокировочной системы с помощью электрического сигнала через ДСТ, подключенный в диагностическую колодку автомобиля. 46АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМАглавное – «Шевроле‑Нива» при этом четко держит траекторию и позволяет объехать препятствие. И на сырой грунтовке в пово‑ роте при торможении в пол машину легко осадить. Задние колеса при этом не блокируются, машина сохраняет способность к маневру. А ведь без антиблокировочной системы подоб‑ ные ситуации, как правило, приводят к заносу и развороту.ВАМ ПАКЕТ!В сборочном цехе – размеренное спо‑ койствие. Участок устранения дефектов отнюдь не завален работой – верный показатель того, что качество сходящихс конвейера машин на высоте. Завод‑ ской пресс-релиз подтверждает: коли‑ чество гарантийных дефектов умень‑ шилось на 56%, то есть практически вдвое. Срок гарантии увеличен до двух лет или 35 000 км пробега. Не много по современным меркам, но все же движение вперед наметилось. В этом году на сборку пошли качественные импортные комплектующие: сальники в трансмиссии, электродвигатели сте‑ клоочистителей и стеклоподъемников, регулятор напряжения в генераторе и подшипник в водяном насосе. Напомню, что с прошлого года на машину взамен карданов ставят ШРУСы и раздаточные коробки  Антиблокировочная система не может обойтись без роторов и датчиков скорости вращения колес.За рулем 12/2011 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ШЕВРОЛЕ-НИВА» С ПАКЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИс двухрядными подшипниками на выходных валах. Эти изменения направлены на снижение вибраций и отчасти шумов, а также на повышение надежности. Производство тоже понемногу модернизируют. Обновляется оборудование для заправки ГУРов и проверки собранных автомобилей. Готовится механизация снятия дверей с кузова перед сборкой и автоматизация перемещения тележек для их транспортировки. А самое интересное – идет работа над новыми поколениями «Шевроле-Нива» и «Лады 4×4». Производство последней со временем перейдет с АВТОВАЗа на СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ». Но это дело будущего, а «Шевроле-Нива» с так называемым пакетом безопасности (антиблокировочная система и две подушки) есть в продаже уже сейчас. Пакет доступен в люксовой комплектации – теперь за GLS придется заплатить от 508 000 рублей, а за GLC (с кондиционером) – от 535 000 рублей. Вместе с установкой подушек и ABS доработали и кузов. Между нижней поперечиной рамки радиатора и кронштейнами передней подвески смонтировали распорки – дополнительные энергопоглощающие элементы пассивной безопасности. Правда, ставят их только на «Шевроле-Нива» серии Bertone Edition.  Распорки поперечины рамки радиатора – дополнительные энергопоглощающие элементы пассивной безопасности. Взаимная работа крэш-бокса и распорки позволяет погасить около 10% энергии удара и частично перенаправить ее со среднего пояса силовой структуры кузова в нижний.ВОВРЕМЯ GM МОДЕРНИЗИРОВАЛ «ШЕВРОЛЕ-НИВУ». ЕЩЕ БЫ ПОТЯНУЛИ – И ПОКУПАТЕЛЬ ПЕРЕМЕТНУЛСЯ БЫ К «РЕНО», ВЕДЬ СО ДНЯ НА ДЕНЬ В ПРОДАЖЕ ПОЯВИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ «РЕНОДАСТЕР». А СЕЙЧАС ЕСТЬ ШАНС ЗАЦЕПИТЬСЯ.В модернизированной конструкции кузова ниже балки бампера приварен еще один энергопоглощающий элемент – надставка нижней поперечины рамки радиатора (крэш-бокс), представляющий собой коробчатую балку с внутренними поперечными перегородками. При столкновении автомобиля с препятствием (фронтальный или кософронтальный удар по методике EuroNCAP) взаимная работа крэшбокса и распорок позволяет поглотить около 10% энергии удара и перенаправить часть ее со среднего пояса силовой структуры кузова в нижний. Кроме того, распорка способствует перераспределению нагрузки с элементов кузова на подвеску при вытаскивании застрявшего автомобиля, например, из глубокой грязи. Эта схема применяется на «Шевроле-Нива» с двигателем «Опель» 1,8 л. Для СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» все нововведения – серьезный шаг, давно ничего подобного мы от завода не видели. Но ABS и подушки уже давно воспринимаются как нечто само собой разумеющееся – еще в 2006 году они были штатными на «ШевролеНива» версии FAM‑1. Поэтому расценивать их как прорыв, выводящий 80‑сильную машину, и то лишь в люксовой комплектации, в разряд прогрессивных авто, не стану. Хотя лучше поздно, чем никогда.48За рулем 12/2011