192
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВПОЧЕМ КУБОМЕТР?За ответ на задачу № 45 «Жадность» (ЗР, 2011, № 9) Павел Лавров  из Перми получает от фирмы Mystery Electronics навигатор MNS-520MP c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP  от компании Philips Semiconductors.ПРИЗ!колебания – это лишь одна из возможных их форм. А как быть, к примеру, с нагрузками на стойки и крышу от других видов колебаний – вертикальных, поперечных, продольных? На неровной лесной дороге все они реальны. К нашему удивлению, многие серьезно опасались... смолы, сочащейся из свежеструганых досок. И даже подвели под это теоретическую базу: мол, при колебаниях стянутые веревкой доски смещались, терлись одна о другую и нагревались, жидкая смола обильно капала на машину – и именно в этом был корень всех бед! Еще коварнее смола проявила свою сущность в другом варианте ответа: приехав домой, Фома обнаружил, что доски намертво склеились, – как разгружать? Но, поразмыслив, мы поняли, что и такое возможно. Лет, скажем, через миллион отдаленным потомкам Фомы пришлось бы срубать с машины окаменевшую смолу (читай: янтарь) стамесками, и краску они наверняка попортили бы! Но оставим смолу в покое. Были и другие версии. Например, Фома купил сухие доски и... слишком туго связал их на багажнике. Ехал медленно, осторожно – а зря! Воздух в лесу сырой, доски успели разбухнуть и... выломали из крыши релинги. Наконец, несколько человек озаботились тем, что у сильно нагруженной машины на плохой дороге «изжевались покрышки»... Представляете, а железо никак не пострадало! Но столь дальновидных предсказателей, к счастью, немного. Цитируем победителя: «Плотность просушенной древесины сосны 0,55–0,65 кг/м3, а весит каждая купленная доска от 15 до 21,8 кг... По паспорту на верхнем багажнике разрешено размещать не более 50 кг груза. Соответственно перегруз составил от 4,5 до 6,5 раз». И еще: «...если только вырвало багажник, ремонт будет стоить до 50 тысяч рублей». Дороговато за сэкономленный литр бензина! Всем знатокам спасибо! Павла Лаврова поздравляем с победой!Герой задачи № 45 (ЗР, 2011, № 9), не желая дважды ездить в магазин за пиломатериалами (бензин-то дорог!), решил увезти на своей «одиннадцатой» весь груз за одну ездку – полтора десятка шестиметровых сосновых досок сечением 140 на 40 мм. Мол, веса килограммов сто – осторожненько довезу. И повез по лесной дороге. Путь недлинный, километров пять, но итог этой акции оказался печальным. Особенно досталось Фоме от жены – сэкономил, мол, литр бензина, а сколько теперь потратишь? Фому подвел глазомер. Это на первый взгляд ему показалось, что в досках всего-то около сотни килограммов, но в кассовом чеке наверняка было указано: 0,504 кубометра! Один куб сосны весит 700 кг, а то и больше. Получается, что на крышу он взгромоздил примерно 350 кг, а это непомерная нагрузка для верхнего багажника. Впрочем, и 100 кг возить на нем тоже нельзя, заводское ограничение – 50 кило. Бывает, конечно, кто-то и перегружает, но в разумных все-таки пределах. Некоторые знатоки, вспоминая былое, хвалят вазовскую «классику»: багажник, мол, крепили жестко к желобкам крыши и перевозили по три центнера картошки! Однако умалчивают о деталях: у одного двери переставали закрываться, у другого вода начинала сочиться через уплотнители стекол. К тому же перегруженный багажник повышает центр тяжести – машина становится неустойчивой в поворотах, капризной при разгоне и торможении, опасной на неровных дорогах. А у «одиннадцатой» при перегрузке верхнего багажника крыша может «поехать» еще до начала движения. Иногда и невооруженным глазом видно, что металл возле релингов прогибается, а сами они заваливаются. Наш же герой ехал по лесной дороге – с ямами, глубокими колеями и т. д. Длинные доски лежали на поперечинах, прикрученных к релингам, – от передней до задней меньше метра. На кочках машина, естественно,раскачивалась, а вместе с ней и доски. Но шестиметровая пачка, обладая огромным моментом инерции, просто не успевала повторять движения вместе с крышей и стремилась то вырвать стойки, то вдавить их. В результате крыша возле стоек релингов промялась! Кое-кто попытался вычислить нагрузки на стойки, однако для этого нужно знать характеристики дороги во всех ее тонкостях, жесткость подвески, частоту собственных колебаний кузова и груза и т. д. Но и без вычислений ясно, что при загрузке верхнего багажника длинномерами надеяться на релинги опасно. Чтобы доски не раскачивались относительно машины, теоретики советуют их концы дополнительно крепить. Но к чему? Впрочем, маятниковыеЗАДАЧА № 47АНОМАЛЬНАЯ ЗОНАПосле того как Иосиф Агафоныч на минутку останавливался у булочной и покупал внукам мороженое, «Логан» пускался с полуоборота. Если же дед отправлялся еще и за коньяком – в магазин напротив, «Логан», словно не одобряя этого, отказывал. Или заводился неохотно, с натугой. Но стоило вспомнить о семье – заскочить еще и в овощной магазин да не забыть о цветах для супруги, мотор вел себя благосклонно. Когда «Логан» протестировали, диагност лишь развел руками: и горячий, и холодный схватывает в один миг. И куда теперь податься Агафонычу? Не к экстрасенсам же! Поведал о проблеме другу-аналитику. Тот посетил «аномальную зону» между этими магазинами – и тотчас сообразил, в чем дело. А вы могли бы? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 января 2012 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя представим в мартовском номере 2012 года.192 За рулем 12/2011