144
145
ЗР ДИЗТОПЛИВО КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОНа дворе зима, а какой сезон на заправочных станциях? Выборочную проверку дизельного топлива устроил отдел экспертиз ЗР.ВЗЯТИЕ ЗИМНЕГОа для зимних не выше –25 °C. Заезжаем на АЗС, наполняем канистру, затем отливаем часть содержимого в прозрачную, плотно закрывающуюся бутылочку – и в морозильник, пока домашние не видят. А часиков через пять оцениваем результат. Если жидкость в бутылке помутнела или вообще превратилась в жидкий кисель, это явно летнее ДТ. Зимнее же в обычной морозилке внешне меняться не должно. Мутную жижу – в гараж, до лета.Как отличить летнее дизтопливо (ДТ) от зимнего? Действительно, ни на цвет, ни на запах они не различаются. Но для экспресс-анализа ситуации достаточно одного помощника – морозильника. Подсказка кроется в ГОСТ 305-82, который нормирует температуру помутнения. Для летних топлив, реали­ зуемых в умеренной климатической зоне, она должна быть не выше –5 °C,Правда, можно купить антигель и устроить коктейль, но это другая тема. Какое же горючее в итоге купили мы? Результаты посещения 14 различных АЗС – на карте. Общее впечатление? Ничего другого и не ждали: все образцы соляры, независимо от прописки, в морозилке дружно помутнели, а пять из них просто сменили агрегатное состояние (проще говоря, застыли) уже при –18 °C. Как на это отреагирует автомобиль, объяснять не нужно.В каждом из семи областных центров мы посетили по две АЗС: одну, по возможности, с местным колоритом типа «Тверьнефтепродукт», вротую – с огромной вывеской, например ЛУКОЙЛ или MOTUL. В морозильнике все образцы помутнели уже при –7 °C. При снижении температуры до – 18 °C девять из них все же сохранили какую-то текучесть, а пять застыли. Первые отмечены желтыми рожицами , вторые красными . Увы, улыбающимся смайликам места не нашлось.МОСКВА144 За рулем 12/2011 КАКАЯ У ВАС ТЕМПЕРАТУРА?Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами – помутнения, предельной фильтруемости и застывания. Температура помутнения ДТ характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива. Температура предельной фильтруемости определяет порог работоспособности двигателя: ниже его фильтры топливной системы выходят из строя. Температура застывания – такая, при которой топливо в определенных условиях теряет подвижность. Она обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.Параметр Температура помутнения, ºС, не выше, для климатической зоны: умеренной холодной Температура застывания, ºС, не выше, для климатической зоны: умеренной холодной Летнее Зимнее Арктическое ДТ ДТ ДТ–5 ––25 –35– ––10 ––35 –45– –55ГДЕ ЗАКУПАЛИ ОБРАЗЦЫМесто и время заправки (согласно чеку) ГАЗПРОМНЕФТЬ, ОАО «Газпромнефть-Ярославль»; АЗС № 014, ТРК № 06, чек № 3347, 01.11.11, 18 ч 47 мин ООО «Ярославская топливная компания»; АЗС № 6, ТРК № 6, чек № 2596, 01.11.11, 19 ч 01 мин ООО «СО «Тверьнефтепродукт»; АЗС № 103, ТРК № 6, чек № 7739, 01.11.11, 10 ч 44 мин ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», Тверь; АЗС № 414, ТРК № 6, чек № 6523, 01.11.11, 10 ч 56 мин ООО «АВТОЭКОНОМ», Рязань; НЕФТЕПРОДУКТЫ, ТРК № 5, чек № 00017, 01.11.11, 09 ч 39 мин MOTUL, ООО «ПроТОН», Рязань; АЗС НЕФТЕБИЗНЕС, чек № 0759, 01.11.11, 10 ч 41 мин ООО «Техно-ойл», Владимир; АЗС № 6, ТРК № 6, чек № 2862, 01.11.11, 15 ч 30 мин ООО «Стандарт», ЗАО «Владимир-Оптон», Владимир; АЗМ «КОЛОКША‑1», чек № 4553, 01.11.11, 14 ч 54 мин ООО «ИНПРОКОМ-СЕРВИС», г. Смоленск; РК № 4, чек № 21, 01.11.11, 11 ч 33 мин ОАО «НК «Роснефть-Смоленскнефтепродукт»; АЗС № 132, ТРК № 4, чек № 00106, 01.11.11, 11 ч 55 мин ОАО «Калуга-нефтепродукт»; АЗК № 82, ТРК № 8, чек № 8852, 01.11.11, 12 ч 59 мин ИП «Алиев О.Г. », Калуга; АЗС «Мосты С», ТРК № 5, чек № 6043, 01.11.11, 14 ч 26 мин ОАО «Туланефтепродукт»; АЗК № 79, ТРК № 3, чек № 0244, 01.11.11, 16 ч 13 мин ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ СКС», Тула; ЗС № 1, чек № 000021, 1.11.11, 16 ч 01 мин Цена 1 л 25 руб. 70 коп. 26 руб. 20 коп. 25 руб. 60 коп. 27 руб. 07 коп. 27 руб. 50 коп. 27 руб. 00 коп. 28 руб. 50 коп. 28 руб. 90 коп. 26 руб. 30 коп. 26 руб. 20 коп. 26 руб. 00 коп. 25 руб. 70 коп. 26 руб. 70 коп. 26 руб. 40 коп.КЛАССЫ, СОРТА И ПЕРИОДЫДействующий ГОСТ Р 52368-2005 делит все топливо на несколько сортов (от А до F) для умеренного климата и классов (от 0 до 4) для холодного и арктического климата. В основу разделения топлив на сорта и классы положены низкотемпературные свойства. Торговать в течение года можно лишь продуктом определенного сорта или класса. К примеру, в Москве и Московской области топливо сорта С с предельной температурой фильтруемости не выше –5 ºС реализуется с 1 мая по 30 сентября. Такое мы в обиходе называем летней соляркой. В период с 1 но­ ября по 31 марта на АЗС должно продаваться дизельное топливо класса 1 с предельной температурой фильтруемости не выше – 26 ºС. Оно известно как зимняя солярка. Но ведь мгновенно перейти с «лета» на «зиму» невозможно – не будешь же в 00 часов 00 минут 1 ноября откачивать из емкостей АЗС летнее топливо и заливать туда зимнее! Поэтому вводится переходный период. Для Московского региона их два – с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 октября, когда продаваться должно горючее сорта Е с предельной температурой фильтруемости не выше –15 ºС. Такое можно получить, смешивая зимнее и летнее, постепенно замещая его дизтопливом, соответствующим сезону. У каждого региона и сроки, и сортность реализуемого в эти три периода топлива свои. Подробности – в упомянутом ГОСТе. Как обычно, напоминаем, что результаты нашей проверки относятся к конкретным образцам, закупленным в конкретных местах в указанное время.За рулем 12/2011 145