10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ! — журнал За рулем

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!

Этот ульяновский автомобиль — рекордсмен Советского Союза по числу самых разных модификаций, которые по документам не всегда прозывались УАЗами.

О том, какой путь прошла «буханка» от эскиза. который появился в 1955 году, и до наших дней, мы рассказали тут.

Теперь настал черед малоизвестных, неизвестных у нас и забытых вариаций на тему УАЗ-450. За долгую жизнь «буханки» они исчислялись не единицами, а десятками!

Экономическая география

Среди множества самых разных модификаций есть и такие, которые, строго говоря, по документам УАЗами даже и не числились. Эти машины по всей территории СССР делали десятка полтора небольших предприятий — механических и авторемонтных заводов. Они, как могли, восполняли недостаток заводских вариантов. Ну, например, тех же бортовых машин с двойной кабиной, удобных для ремонтных бригад и долго не выпускаемых в Ульяновске.


10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!На основе типового проекта ТС‑17144 Кирсановский механический завод делал, например, автомобили под названием Мод. 2212.
На основе типового проекта ТС‑17144 Кирсановский механический завод делал, например, автомобили под названием Мод. 2212.


Острая нехватка микроавтобусов привела даже к созданию типового автомобили ТС‑17144, разработанного некогда НИПТИ «Агропромпрогресс». На шасси УАЗ‑3303 ставили пассажирские модули по принципу вахтовок и даже строили микроавтобусы — как и положено, с объединенным пассажирским отсеком и кабиной. Существовали и грузопассажирские специальные версии, например, для милиции.


Почти каждый завод, сообразно желаниям заказчиков и собственным возможностям, делал оригинальные машины, отличающиеся высотой и формой крыши, стеклами, дверями. Вся эта бурная «уазостроительная» деятельность началась в 1970‑х и продолжалась вплоть до начала ХХI столетия, когда мелкие заводы уже не могли выжить, а УАЗ сам стал делать специализированные машины.


10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!ТС‑17144. Вахтовка производства Ульяновского авторемонтного завода.
ТС‑17144. Вахтовка производства Ульяновского авторемонтного завода.


Так «буханки» переделывали у нас...


Среди огромного числа «буханок», созданных в Ульяновске и в других городах СССР, были уж совсем экзотические единичные экземпляры.


Завод «Автокубань» в Краснодаре сделал для местного парка культуры забавный прогулочный автопоезд по типу РАФов, которые работали в других городах.


УАЗ‑452ДМ с двумя задними ведущими мостами соорудили для внутренних заводских нужд и в серию не планировали. Такие машины строили периодически, в частности, для обслуживания испытаний.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Парковый микропоезд завода «Автокубань».
Парковый микропоезд завода «Автокубань».

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Нетоварный УАЗ‑452ДП сделали для собственных заводских нужд.
Нетоварный УАЗ‑452ДП сделали для собственных заводских нужд.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Заводской микроавтобус колесной формулой 6×4.
Заводской микроавтобус колесной формулой 6×4.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Полноприводная Медея грузинского кооператива Вездеход, 1991 г.
Полноприводная Медея грузинского кооператива Вездеход, 1991 г.

Аналогичный трехосный микроавтобус тоже сделали без документации. Он и заводского индекса не имел.


Санитарных «Медей» с колесной формулой 6×6 грузинский кооператив «Вездеход» построил в начале 1990‑х несколько штук. Машины делали, в основном, из списанных «буханок», существенно дорабатывая задние ведущие мосты.

А так — за рубежом


«Буханки» не только поставляли в десятки стран мира, там на их базе делали и собственные модификации.


Финская фирма Tamro из Тампере наряду с санитарными Волгами и РАФами с высокими крышами сделала аналогичный вариант УАЗа. Но таких машин для СССР собрали очень немного.


Официально завод сделал лишь один прототип бортового УАЗ‑452 ДП с правым рулем. Но в 1976 году аналогичные машины продавали в Великобритании. Несколько автомобилей, причем даже в варианте самосвала, сохранились до наших дней.


10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Реанимобиль УАЗ финской фирмы Tamro.
Реанимобиль УАЗ финской фирмы Tamro.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Праворульный УАЗ‑3303 в Великобритании.
Праворульный УАЗ‑3303 в Великобритании.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Итальянский кемпер на основе УАЗа.
Итальянский кемпер на основе УАЗа.

10 незнакомых «буханок»: УАЗ? Не УАЗ!Кемпер Grand Eg Thule на шасси УАЗ‑3303.
Кемпер Grand Eg Thule на шасси УАЗ‑3303.


Из «буханок» в Италии соорудили несколько вариантов кемперов, как с отдельным жилым модулем, так и микроавтобус с увеличенной высотой салона.


***


Очередной раз модернизированная «буханка» жива и поныне. На нынешних машинах 112‑сильный впрысковой мотор ЗМЗ‑409, 5-ступенчатая коробка передач, даже дисковые тормоза спереди. Есть и версия с блокировками дифференциалов. Но в основе — всё тот же простой и дешевый кузов, рама и жесткие, но прочные рессорные подвески. И всё это — по относительно доступной цене.


Традиционная проходимость по-прежнему сочетается с ремонтопригодностью и возможностью ремонтировать двигатель, не покидая салона. Это, к слову, особо ценят на российском Севере. А поскольку всё это востребовано, машина остается современной, то есть адекватной времени и месту, где ее производят и эксплуатируют. Так что готовимся отмечать 65‑летие. Не исключено, что «буханка» и до 70 лет достоит на конвейере, окончательно не зачерствев.



Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
6:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: