Большой тест летних шин 2023: Россия против Китая

Это первый шинный тест в новой реальности. Спойлер: всё оказалось не так плохо.

Когда летом 2022 года мы затевали этот тест, ситуация на шинном рынке была на пике неопределенности. Заявили об уходе Michelin и Nokian Tyres – но остались их заводы. Другие производители: например Continental и Pirelli — заметно снизили выпуск. В общем, что будет на рынке весной 2023 года, предугадать было невозможно. Поэтому сконцентрировались на брендах, которые точно должны были остаться. За одним исключением.

Участники

Вне зачета, как точку отсчета, взяли «иномарку» – победителя прошлогоднего теста, покрышки Nokian Hakka Blue 3. Они тоже выпускались в Петербурге, но вернутся ли на конвейер после смены владельца завода Nokian Tyres, под каким брендом и в каком виде – неизвестно. Шины размерностью 195/65 R15 со скоростным индексом V (240 км/ч) и повышенным индексом нагрузки (95) можно найти в продаже по 5400 рублей за штуку.

Ни в скорости, ни в грузоподъемности Хакке не уступает новинка нижнекамского завода Viatti Strada 2. Ценник более скромный – 3800 рублей.

Такие же грузоподъемные, но способные двигаться лишь до 210 км/ч (индекс Н) – Cordiant Comfort 2 и китайские покрышки Sailun Atrezzo Elite. Их можно купить за 4000 и 4300 рублей соответственно. Шины Formula Energy со стандартным индексом нагрузки (91), но индексом скорости V идут по 4100 рублей за штуку.

А самый скромный по скорости и грузоподъемности (91 Н) участник нашего теста – тоже питерский Nordman SX3, который можно купить за 4000 рублей. Этот бренд в России останется.

Автополигон

Сами испытания тоже получились «импортозамещенными».

После череды работ на зарубежных полигонах мы вернулись в Автополигон – именно так называется подмосковный поселок, в котором расположен «Центр испытаний НАМИ». Работы проводили в сентябре при температуре воздуха от +8 ºC до +13 ºC.

И машину подобрали отечественную – Ладу Весту. Размер 195/65 R15 для нее не совсем стандартный, но физически подходящий. А шансов попасться сотрудникам ГИБДД на полигоне нет.

Почему Веста? Ее отменно настроенное шасси позволяет распознать все нюансы поведения шин. Электронных помощников (АБС и ESP) отключать не стали, дабы всё было как в жизни.

Фиксировать результаты нам помогал профессиональный измерительный комплекс Vbox Racelogic, работающий со спутниками ГЛОНАСС и GPS.

Тормозной путь

Самое важное требование к любым шинам – умение быстро и надежно остановить автомобиль при экстренном торможении. Наименьший тормозной путь как на сухом (80–5 км/ч), так и на влажном (100–5 км/ч) покрытии продемонстрировала внезачетная Hakka Blue 3. Среди зачетных участников посуху лидирует Viatti, а на мокрой дороге Sailun. В отстающих, соответственно, Nordman и Formula – однако разрыв внутри зачетной группы невелик: 4% на сухом асфальте и 7% на влажном. Это меньше, чем выигрыш шин Nokian относительно лучших из остальных испытуемых (2,3 и 1,7 метра соответственно).

Тормозной путь замеряем до 5 км/ч, а не до полной остановки, дабы исключить влияние на точность результатов частичной блокировки колес, которую АБС допускает на малых скоростях.

Экстремальные маневры

Но не торможением единым определяется безопасность. Несмотря на то, что экстренное торможение прописано в Правилах дорожного движения как основной «законный» способ действия в аварийной ситуации, некоторые водители пытаются увернуться от опасности. За способность шин помочь в такой момент отвечает поперечный зацеп в комплексе с уводными характеристиками. Оценим их, определив скорость успешного выполнения маневра «переставка» – смены ряда без возврата на свою полосу движения.

В шинных тестах «За рулем» мы используем самую жесткую конфигурацию с 12‑метровым расстоянием между коридорами. То есть, когда водитель начинает маневр, до воображаемого препятствия остается всего 12 метров – и на этой дистанции надо успеть увернуться.

Скорость прохождения 12‑метровой переставки близка к предельной в городском потоке. В городе вероятность внезапного появления препятствия на дороге особенно высока.

Самую высокую скорость успешного выполнения маневра как на влажной (62,6 км/ч), так и на сухой (69,0 км/ч) дороге показали шины Nokian, обособленно стоящие в списке участников.

Из основного состава на мокром покрытии быстрее всех Nordman (60,9 км/ч), а посуху – Cordiant (68,5 км/ч). Который, впрочем, оказался самым медленным (58,2 км/ч) на влажном асфальте. Сухое покрытие отправило на последнее место покрышки Formula (66,4 км/ч).

И снова разрыв между лучшими и худшими в зачетной группе невелик – около 3%. Учитывая специ­фику упражнения, это сопоставимо с погрешностью измерений.

Выполняя замеры на мокром асфальте, поддерживаем слой воды толщиной около 2 мм. При таком значении протектор хорошо смачивается, а эффект аквапланирования не проявляется.

Проверка поведения

При движении по прямой и плавном маневрировании на высокой скорости больше всех нам понравились шины Formula. К ним не возникло никаких претензий. Худшая оценка за курсовую устойчивость – у покрышек Viatti. На них Веста с задержкой реагирует на действия рулем, который приходится поворачивать на повышенные углы. Впечатление также портит нехватка информативности.

Давление воздуха в шинах выставляем поверенным манометром. Сначала при подготовке к тестам, а потом перед каждым выездом.

Экстренно объехать внезапное препятствие на «городской» скорости проще всего на Весте, обутой в шины Hakka Blue 3, которые обеспечивают наиболее безопасное и предсказуемое поведение.

Среди зачетных участников как на сухом, так и на мокром асфальте лидирует Nordman SX3. Но он не без изъяна: слегка не хватает информативности на руле, в большей степени – на сухой дороге.

Сложнее всего совершать резкие маневры на покрышках Viatti. Напрягает низкая информативность и нестабильное поведение. На влажном покрытии в пределе преобладает ярко выраженный снос. Но если плавным рулением удается поймать грань эффективного зацепа за дорогу передком, начинает слегка заносить корму. Посуху зацеп на передней оси всегда лучше, потому срыв задней становится более выраженным, вызывая ощущение избыточной поворачиваемости.

Продолжение и итоги теста, а также таблица переоцененности/недооцененности шин — по этой ссылке.

  • Дайджест шинных тестов вы найдете тут.
  • «За рулем» можно читать в Телеграм

Подпишитесь на «За рулем» в