Чтобы не коротнуло: выбираем надежный предохранитель

В современном автомобиле даже электрический предохранитель – уже не просто проволочка. Разбираемся в их многообразии.

Шуточный закон Клипштейна гласит, что прибор, защищаемый быстродействующим плавким предохранителем, сумеет защитить этот предохранитель, перегорев первым.

Зачастую примерно так и происходит, когда при замене предохранителя неопытная рука втыкает вместо него, например, канцелярскую скрепку. Еще известны аналогичные случаи с китайскими предохранителями, которые вообще не желали перегорать, поскольку были выполнены из толстенной проволоки.

Требований к автомобильному предохранителю, в общем-то, всего два: он должен сгорать вовремя и не должен сгорать не вовремя. Для этого автопроизводители применяют предохранители разных номиналов.
Хорошо знаком старшему поколению биметаллический предохранитель на 220 В. Может переключаться как самостоятельно, так и принудительно. В общем, «вечный предохранитель».

Если завысить номинальный ток – взять слишком «мощный» предохранитель – то в нештатной ситуации он может не сработать. В этом случае, скажем, при заклинивании электромотора привода стеклоочистителей или вентилятора начнет плавиться электропроводка – это добром не кончится.

В крайнем случае можно установить предохранитель с номиналом чуть выше рекомендуемого – скажем, 25 А вместо 20 А, но исключительно временно.
Всё больше встречается автомобилей, у которых предохранители расположены даже на клемме батареи. Чаще всего они защищают силовую цепь генератора.

Занижение номинального тока приведет к тому, что в штатной эксплуатации предохранитель начнет то и дело перегорать. Отсюда совет для владельцев подержанных автомобилей: при замене предохранителя всегда проверяйте его соответствие исходным требованиям – в этом может помочь маркировка гнезда или документация по автомобилю. Не исключено, что прежний владелец установил вместо нужного предохранителя первый попавшийся.

При перегорании плавкой вставки внутри загорается светодиод. Это бросается в глаза при осмотре блока предохранителей: не нужны ни схема, ни тестер. Полярность подключения роли не играет. Когда предохранитель цел, то он замыкает собой светодиод, и тот не светится. Понятно, что индикатор загорается только при попытке водителя включить ­соответствующее устройство в этой цепи.

Как проверить предохранитель

Для проверки предохранителя желательно вычислить его местоположение. Сегодня это не проблема: помогут и легенда на крышке блока предохранителей, и заводская инструкция к машине, и, конечно, интернет.

Если извлечь предохранитель наружу, то в большинстве случаев никакие приборы не потребуются: сквозь полупрозрачный корпус хорошо видно, сгорел он или нет. Если корпус непрозрачный, то потребуется простейший тестер в режиме прозвонки или даже древний пробник с лампочкой – в этом случае пробуем зажечь лампочку, подсоединившись к АКБ через проверяемый предохранитель.

Исправность большинства предохранителей можно проверить и не извлекая их из гнезда. Включаем зажигание и определяем наличие напряжения на обоих выводах: для этого подойдут и тестер, и пробник с лампочкой. Если напряжение есть только на одном выводе предохранителя – значит, бедняга перегорел.

Какие бывают предохранители в автомобиле

В своей подборке мы представили наиболее массовые предохранители, встречающиеся на нашем авторынке, а также некоторые приспособления для безопасного подключения новых потребителей.

Принято обозначать номинал предохранителя не только нанесенными цифрами, но и цветом корпуса.

Самые распространенные сейчас предохранители встречаются под разными названиями: штыревые, флажковые, ножевые и даже Blade type fuses (по типу лезвия). Их корпуса из полупрозрачного пластика имеют П‑образную форму. В зависимости от размеров и номиналов, различают Micro, Mini, Regular, Maxi с разными индексами.
Любопытно, что встречаются разновидности с тремя выводами – например, в категории Micro 3. Они позволяют защищать одним предохранителем две различные нагрузки – так достигается компактность блоков.
При установке ножевых предохранителей вы защищены от ожогов, так как беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме того, значение номинала обозначено цифрами.

При стационарном подключении к бортсети автомобиля допустройств – магнитол, обогревателей и так далее – питание надо подавать через дополнительный предохранитель. Вариантов несколько. Например, можно подключиться с помощью переходника к гнезду блока предохранителей – при этом будут защищены как штатная цепь, так и новообразованная. А простейший способ – найти где-то токонесущий провод и подключиться с помощью другого переходника непосредственно к нему.

Картриджные – они же кассетные – предохранители используются в автомобилях уже почти четверть века, но до сих пор кажутся многим экзотикой. Корпус – пластиковый, с направляющими выемками. При этом предохранители могут иметь исполнение «папа», «мама» и даже резьбовое крепление.

Цилиндрические предохранители были знакомы обладателям Жигулей еще полвека назад. Тогда в ходу были номиналы только на 8 А и 16 А.
Сегодня же доступен ряд от 5 А до 25 А. Такие предохранители сошли со сцены, поскольку слишком громоздки и не очень надежно контачат с клеммами. Кроме того, при установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность получить ожог пальцев.

Наглядная демонстрация работы предохранителя со светодиодом. Кстати, подобное решение когда-то рекомендовалось в научно-популярных журналах для квартирных пробок, только там советовали подключать параллельно им неоновые лампочки. Если пробку «выбило», лампочка загорится.

На входе в подкапотный блок предохранителей часто используется многозадачный силовой предохранитель.
При перегорании одной перемычки такой положено заменять целиком.

Подобные 60‑амперные плавкие предохранители с креплением под винт были хорошо известны еще «волгарям»: на левом брызговике ГАЗ‑3110 вблизи АКБ устанавливали блок с двумя предохранителями на 30 А и на 60 А. Первый защищал цепь электровентилятора системы охлаждения двигателя, второй – все остальные цепи, кроме стартера.
Сейчас есть конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны: они защищены пластиковым корпусом.

Вместо штатных предохранителей можно установить почти такие же, но «с изюминкой». Например – восстанавливающийся предохранитель. Многоразовый термобиметаллический предохранитель «оживает» через 4–5 секунд после отключения. Другой вариант – предохранитель с ручным восстановлением: сверху предусмотрена кнопка.
А самый эффектный тюнинг – установка предохранителей со встроенными светодиодами, говорящими о том, что защитник, увы, перегорел. Да-да, светодиод начинает светиться именно после перегорания предохранителя.

Советуем заранее прикинуть, какого типа предохранители стоят в вашей машине – и всегда возить их с собой. Вдруг пригодятся?

Часы и молнии

Изобретателем плавкого предохранителя принято считать французского электротехника Луи Франсуа Клемана Бреге. В 1847 году он отметил, что провода небольшого сечения можно использовать для защиты телеграфных установок от «грозовых перенапряжений и прямых ударов молнии».

Любопытно, что изобретатель – внук Абрахама-Луи Бреге, чье имя носит одна из самых известных марок часов в мире. Еще любопытнее, что первый патент на предохранитель получил все-таки расторопный Томас Эдисон, который в 1847 году только появился на свет…

Дом или коттедж под ключ... Легко!

Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.


Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.

Подпишитесь на «За рулем» в