VSCHA СТРАЖЕБЕЗОПАСНОСТИИзвестно, сколько аварий происходит из-за того, что колеса правой и левой сторон автомобиля внезапно попадают на участки с разными условиями (коэффициентом) сцепления: например, левые остаются на твердом шоссе, а правые соскальзывают на вязкую обочину, колеса одной стороны на сухом асфальте, другой - зацепили лед и т. п. Водитель же нередко сам усложняет ситуацию, излишне резко реагируя на отклонение от заданного курса. Это особенно опасно на повороте. Скорректировать поведение машины (а по сути дела, и водителя) призвана система стабилизации автомобиля (по-английски VSC Vehicle Stability Control). Так называет ее фирма "Тойота"; подобные устройства с несколько иными обозначениями внедряют и европейские компании - БМВ, "Мерседес", "Вольво". Что скрывается за непривычной пока аббревиатурой? Попробуем ответить, опираясь на описание самой Тойоты". Основу VSC (рис. 1) составляет блок управления, в котором сигналы от четырех датчиков оборотов колес, гироскопического датчика, датчика ускорения, а также датчиков угла поворота руля и положения дроссельной заслонки непрерывно сопоставляются с заданными значениями. При малейших отклонениях от последних происходит корректировка курса путем воздействия на тормоз каждого из колес, а при необходимости - также ограничением подачи топлива в двигатель. Например, если угол поворота руля, мгновенная скорость и показания гироскопического датчика угол поворота относительно вертикальной оси - свидетельствуют о недостаточной поворачиваемости (стремлении машины уйти на внешРис. 2. Действие VSC в случае недостаточной поворачиваемости: а - автонюю кромку поворота), VSC примобиль без VSC стремится "соскользтормаживает внутреннее (по отнонуть" на внешнюю образующую поворота; б - система подтормаживает кошению к центру поворота) заднее леса, анализируя коэффициенты их колесо (рис. 2). Теперь поворот отсцепления с дорогой, и одновременносительно вертикальной оси проно сбрасывает газ, удерживая автомобиль в повороте. исходит уже в сторону внутренней кромки поворота. Передняя часть машины, стремящаяся выйти за внешнюю бровку, снова ориентируется по рии. Компьютер VSC способен также распознаправлению поворота колес - автомобиль нать корректирующие движения водителя и стабилизируется. согласовать с ними воздействие системы. Если, наоборот, VSC регистрирует избыточную поворачиваемость (рис. 3), она притормаживает внешнее переднее колесо. В результате автомобиль стремится повернуться вокруг оси к внешней кромке поворота - снова достигнута стабилизация траектоТем самым предотвращают "избыточную реакцию" водителя. Система информирует последнего о своем срабатывании оптическим и звуковым сигналом, чтобы он мог приспособиться к изменившимся условиям работы. Система VSC - результат восьмилетнейРис. 1. Элементы системы стабилизации VSC: 1-5 - датчики (1 - положения педали тормоза; 2 - давления в приводе тормозов; 3, 4 - положения дроссельной заслонки; 5 - угла поворота руля); 6 - электронный блок управления; 7-9 - датчики (7 - ускорения; 8 - гироскопический; 9 - числа оборотов колеса).Рис. 3. Действие VSC в случае избыточной поворачиваемости: а - автомобиль без VSC "закручивается" внутрь поворота; б - система подтормаживает правое переднее колесо, предотвращая сход с траектории и позволяя сохранить контроль над автомобилем.исследовательской работы фирмы 'Тойота", в процессе которой запатентовано более 150 оригинальных решений. Первой серийной машиной, оснащаемой VSC, станет 'Тойота-Мажеста" 1996 года, предназначенная только для японского рынка. Затем последуют другие модели для внутреннего рынка; только потом систему внедрят на экспортных автомобилях.40ЗА РУЛЕМ 11/96