107
•Было это лет пятнадцать назад, в моей беззаботной студенческой юности. Сдав как-то пустые бутылки и добавив все, что осталось от заработанного в стройотряде, мы купили на свою дружную компанию "Москвич-401". Раскраска его напоминала военный камуфляж, поэтому первым делом мы перекрасили всю машину в канареечно-желтый цвет, а крышу и крылья - в черный. Веселый получился автомобильчик, гордость всего общежития. Надо сказать, аккумулятор на нашем любимце был достаточно пожилой и функции свои выполнял все с большей неохотой. В один прекрасный день небрежная команда "Возбуждай!" моего друга, сибаритствующего на правом сиденье, активизировала только механика-водителя, но, увы, не двигатель. Финансовых поступлений в объеме стоимости нового аккумулятора не предвиделось, поэтому мы освоили классический пуск "с толкача". В "сольном" исполнении он выглядел так: включается вторая передача, шинный насос ставится как распорка между педалью сцепления и сиденьем, а водитель, упершись в стойку крыши и руль, разгоняет машину. Затем правой рукой выбивает насос и толкает все это хозяйство еще метров пять-семь. Прочихавшись, двигатель заводится, устремляя машину вперед, и тут самое главное - успеть в нее запрыгнуть. Успел - порядок, нет - могут быть осложнения. Об одном из них и хочу рассказать. Поехали мы раз на пикник. Как положено, взяли мясо для шашлыков и трехлитровую банку вина. Приехали. Расположились. Посидели... К вечеру, собравшись обратно, побросали все пожитки в машину, предусмотрительно оставленную на пригорке. Искупались в последний раз и дружно толкнули авто с бугорка. Я, исполняя обязанности водителя, по привычке выбил насос и тот рухнул в аккурат на стеклянную тару, оказавшуюся на переднем сиденье. Банка вдребезги, осколки по всему сиденью и полу - попробуй вскочи! Как был, в плавках и босиком, бегу рядом с набирающей ход машиной, рулю и лихорадочно соображаю, что делать дальше. А впереди, надо сказать, пляж, хоть и не очень людный, дальше - берег водохранилища. Народ на пляже, к счастью, оказался сообразительный и, увидев несущийся ярко-желтый снаряд, начал быстренько ретироваться. Умудрившись объехать пару зазевавшихся купальщиков, в плотной связке мы вынеслись на берег. И тут на глаза мне попался островок камыша, торчащий из какой-то заболоченной лужи. Последним усилием довернув руль, я, совершенно выдохшийся, направил туда взбунтовавшийся автомобиль. Не буду рассказывать, как мы его оттуда вытаскивали и отмывали, но новый аккумулятор вскоре купили. Юрий НЕЧЕТОВЗА РУЛЕМ 10.96 107Продолжаем начатый в майском номере журнала рассказ Антона УТКИНА о нижегородском грузовичке.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕтах есть относительно тонкие провода, например, соединяющие реле с замком зажигания. Замыкание в них не вызывает перегорания мощного 60-амперного предохранителя на входе. Но провода, постепенно разогреваясь, спекают весь жгут под передней панелью. Этот недостаток схемы очень затрудняет ремонт - замену жгута. Было бы гораздо лучше, если провода, не защищенные мелкими предохранителями, шли отдельными функциональными пучками, которые можно легко и быстроОтмечу наиболее интересное в этой системе. Стартер. Вместо широко распространенного стартера 42.3708, который идет даже на УАЗы, на "Газель" ставят старинный низкоскоростной СТ-230Б-4, освоенный еще в те времена, когда моторы пускали на морозе, предварительно пролив через рубашку блока несколько ведер кипятка. Система зажигания. Ненадежная, громоздкая и маломощная, она, судя по всему, останется такой вплоть до внедрения микропроцессорной системы с катушками высокой энергии. Комбинация приборов. Неоцифрованные шкалы приборов, рассчитанные на технически необразованных водителей, - не лучший вариант для "рабочей лошадки". Слабый свет контрольных ламп виден еще хуже из-за недостаточного затемнения самого щитка, поэтому индикация становится заметной только в сумерках. Подрулевой переключатель, заимствованный с ГАЗ-3307, грубоват и неуклюж по сравнению с обычным переключателем, как на ВАЗ-2108 и "Москвиче-2141". А такой технический авангардизм, как включение звукового сигнала левым рычажком вместо привычной кнопки на руле, больше смахивает на технический авантюризм, не способствующий безопасности движения. Если так делают гдето за рубежом, это не значит, что нам надо ломать свои традиции. Электропроводка и ее монтажная схема, пожалуй, одна из самых лучших в наших автомобилях. Для ГАЗа, у которого проводка всегда была "так себе", - это просто рывок вперед. Жгуты - аккуратные, крепкие и проложены так, что ничему не мешают и ничем не повреждаются. На кузове они закреплены пластмассовыми хомутами, взятыми с новой "Волги" ГАЗ-3105. Под "торпедо" пучок проводов заботливо уложен в пластиковый лоток прямо глаз радуется, не привыкли мы еще к такой культуре. Хорошо, что ГАЗ не поддался искушению установить на "Газель" монтажный блок реле и предохранителей, как это делают ныне, прибавляя к проводке еще сотню лишних штекерных разъемов. Впервые в отечественной практике в схеме применены мощные входные предохранители, установленные сразу после аккумулятора и защищающие толстые провода, ведущие в кабину. Это предохраняет машину от пожара при коротком замыкании, но, к сожалению, не спасает саму проводку. Дело в том, что в жгуПанель приборов могла бы быть более информативной. заменять в случае их оплавления. Впрочем, ничто не мешает вам сделать так самому, например, для наиболее важной системы - зажигания. Для этого все ее провода надо собрать заново в отдельный жгут в полихлорвиниловой трубке и вывести из кабины в подкапотное пространство. Затем штатные провода системы зажигания в общем жгуте просто перекусите. Теперь в случае короткого замыкания вам не придется проводить одну из самых сложных работ в автомобиле - замену проводки. Если понадобится заменить перегоревший мощный входной предохранитель, а штатный достать негде, то не следует замыкать цепь каким попало куском провода. По току плавления 30-амперному предохранителю соответствует медный проводок диаметром всего 0,5 мм, а 60-амперному - 0,8 мм. Жилы такого диаметра можно найти, например, в толстом силовом кабеле наподобие сварочного. И еще одна мелочь в электрооборудовании. Фонари номерного знака светят не сверху вниз, как предписано их изготовителем, а наоборот - снизу вверх. Поэтому вентиляционные прорези рассеивателеи направлены вверх, и фонари со временем наполняются водой и выходят из строя. Так что на новой машине надо перевернуть рассеиватели прорезью вниз.