72
73
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГОРОЗР ОТКРЫВАЕТ ПАРАД Жизнь интересна непредсказуемостью. Мог ли я предположить, что со своей категорией "В" буду выписывать на КрАЗе "восьмерку" в самом центре Кременчуга, а мэр города и высокие чины ГАИ благосклонно отнесутся к этому безобразию? Возможность поуправлять (пусть под контролем инструктора, но все же!) новейшей пятитонкой -5131 BE предоставил участникам международных соревнований журналистов "Лето-1996" Кременчугский автозавод. Поскольку экипаж "За рулем" имел стартовый номер 1, мне первому выпало нажимать кроссовкой на педаль газа, требующую могучего солдатского сапога... Благодаря номеру 1, мы возглавили и парад в честь открытия соревнований. В остальном же "единичка" работала против нас. Первый экипаж не может, наблюдая за действиями соперников, корректировать свои собственные, что стоило нам на сей раз призового места. Хотя, если честно, во многом сами виноваты. Можно быстро и точно выписать колесами замысловатую фигуру, но получить штрафные очки за невключенный ближний свет. Или за вешку, сбитую краем правого наружного зеркала, которое ничего не стоило подогнуть. И уж совсем неприятно, когда при езде по штурманской карте теряешь ориентацию из-за того, что вовремя не "обнулил" одометр (счетчик пробега с момента старта)... Для победы мало быть с баранкой "на ты" - надо действовать с педантизмом робота и уважать кажущиеся мелочи. Это приходит с опытом - недаром в соревнованиях на Украине регулярно берут верх журналистские экипажи из Польши, имеющие 24-летний стаж участия в подобных ралли. Кстати, президент Автомобильного клуба журналистов Украины Степан Родич просил меня передать российским коллегам приглашение на международные соревнования "Весна-1997": - Ласкаво просимо! Это значит - "Добро пожаловать!" КрАЗ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ БЕЗДОРОЖЬЕ Нет худа без добра: оставив уже в первый день честолюбивые спортивные надежды, я смог ближе и внимательнее познакомиться с автомобильным Кременчугом. Нешумный зеленый город на живописном берегу Днепра много лет известен своими КрАЗами, да еще колесами (на водительском жаргоне "дисками"), которые местный колесный завод делал не только для легковых автомобилей, КрАЗов и "уралов", но и для всех тракторов, комбайнов и сельхозприцепов производства СНГ. Из 250 тыс. жителей каждый четвертый занят в промышленности. Точнее, был занят. На автозаводе официально осталось пятнад72 ЗА РУЛЕМ 11/96цать тысяч человек из прежних двадцати, фактически же работают тысячи полторы - остальные числятся в отпусках, перебиваясь мелкой торговлей, огородничеством и т. п. В былое время "АвтоКрАЗ" выпускал до 30 тысяч машин ежегодно. В этом году едва ли дотянет до 2500. Но конструкторская мысль продолжает жить в ослабевшем теле завода. Кроме армейского двухосного полноприводного грузовика -5131 BE, подготовлен к производству тягач -5133В2, способный буксировать по дорогам общего пользования прицеп грузоподъемностью 12 т, имея на своей бортовой платформе до 8т груза. Как признался мне главный конструктор Дмитрий Ястребов, есть и опытный образец четырехосника, но перспективы его производства пока туманны. Главным козырем Кременчугского завода в конкуренции с западными производителями всегда была дешевизна его машин. Так, индийская армия в 1995 году закупила три сотни КрАЗ-260, потому что аналогичные грузовики фирмы МАН стоили втрое дороже. Но этот козырь быстро теряет силу. По словам руководителей завода, летом очень подорожали российские комплектующие (ярославские двигатели, например, на 40%). Если так пойдет дальше, "АвтоКрАЗ" может потерять прежние рынки сбыта в таких странах, как Индия, Египет, Иран, Вьетнам, Китай, Колумбия. Ведь и там уже научились ценить комфортабельную кабину, легкость управления, высокую безопасность - то, в чем КрАЗы серьезно уступают конкурентам. Преодолеть это отставание невозможно без дальнейшего повышения цены. Но другого пути нет. КрАЗы со спартанской кабиной времен Асуанской плотины и БАМа после 2000 года уйдут в историю. Новое семейство кременчугских грузовиков хотят оснастить современной унифицированной кабиной над двигателем, заимствованной у крупнотоннажников ИВЕКО. Об установке АБС, которая обошлась бы примерно в2 тыс. долла-КрАЗ-5131 BE и "Таврия" - чем не пара? ров, речи пока нет, а вот о пассивной безопасности завод уже позаботился: готова к производству защита от бокового удара и задняя защита (чтобы зазевавшийся водитель легковушки не подъехал под КрАЗ). БЕРЕГИСЬ ИКСА! Кроме "АвтоКрАЗа", в Кременчуге есть еще два производителя грузовиков, о которых пока знают немногие. Начну с СП "ИВЕКО-КрАЗ", на подписании учредительных документов которого мне в свое время довелось присутствовать. Обе стороны, украинская и итальянская, произнесли тогда под звон бокалов с шампанским много оптимистических тостов, но, видимо, планета имени бога торговли Меркурия занимала на небосводе неблагоприятную позицию. Из 120 первых "Турбо Дейли", выпущенных совместным предприятием, продано лишь 20. Покупателей отпугивает цена: от 19,5 до 28 тыс. долларов. В промежутках между этапами соревнований я поездил по городу на двух 'Турбо Дейли" здешней сборки - грузопассажирском 35.1 ОС и грузовом фургоне 30.8V. Понравились отличная обзорность с места водителя, неплохая динамика, но особенно - маневренность. Впечатление, словно машина разворачивается "на одной ножке", как циркуль, и я даже пожалел, что состязаться в фигурном вождении приходится на "Таврии", а не на таком фургоне. В то же время показался чересчур шумным дизель и удивил "ручник": чтобы дотянуться до рычага, надо изрядно наклониться вправо с высокого водительского сиденья. По-моему, в недешевом автомобиле не должно быть откровенных изъянов конструкции. СП возлагает надежды на налоговые льготы, которые позволят снизить цены и оживить сбыт. Но пока вместо льгот Гостаможня Украины обложила 20-процентным налогом долю иностранного партнера в ус- ЕМЕНЧУГтавном фонде предприятия. В былые времена это посчитали бы вредительством. Как назвать нынче - скудоумием чиновников? Общеизвестно, что на Украину (как, впрочем, и в Россию) зарубежные производители отнюдь не спешат с инвестициями. И когда в кои веки! - нашелся смельчак, неведомый Икс в коридорах власти росчерком пера заставляет его пожалеть о своем решении... Тем же циркуляром таможенное ведомство ударило и по украинско-российскому СП "Кременчуг-АвтоГАЗ", собирающему "газели". Но ему все же легче - кременчугская "Газель" в 2-2,5 раза дешевле местных "итальянок". 10 тыс. долларов - нормальная цена для полуторки, достоинства которой многие украинские водители уже успели оценить. Причем сравнивают они ее не с 'Турбо Дейли", а со старым знакомцем - УАЗом.Однако перспективы сбыта "Газели" тоже далеко не безоблачны. У госпредприятий нет денег на обновление автопарка, в котором множество "безработных", невостребованных грузовиков устаревших моделей. Поэтому "Кременчуг-АвтоГАЗ" видит своих покупателей в сфере мелкого бизнеса и молит Бога, чтобы чиновники, вроде Икса, не до конца задавили его налогами. Стоит отметить, что это СП не имеет никакого отношения к "АвтоКрАЗу" - оно создано на базе авторемонтного цеха Кременчугского опытно-экспериментального механического завода. Его проектная мощность - до 3000 "газелей" в год при трехсменной работе. Комплекты для сборки шасси и грузовиков с бортовой платформой поступают из Нижнего Новгорода. Вскоре пойдут в дело и украинские комплектующие, но только с разрешения АО "АвтоПАЗ". Пока оно получено лишь на карданные валы черниговского производства. По слухам, на площади, где состоялось торжественное открытие наших соревнований, рабочие "АвтоКрАЗа" собирались выставить пикеты. Чувства людей можно понять:"ДЖИ-ЭМ" ПРОТЯГИВАЕТ РУКУ АВТОЗАЗУ"?АО "АвтоЗАЗ", подобно сказочной птице Феникс, может возродиться и высоко взлететь. К сожалению, пока до конца доведена лишь половина дела: запорожско-мелитопольский автомобилестроительный тандем прогорел и, образно говоря, стал пеплом... Еще в 1994 году было ясно, что для спасения "АвтоЗАЗа" от экономической гибели необходимы очень крупные - порядка миллиарда долларов - инвестиции. Именно тогда в Запорожье и Киеве появились с заманчивыми предложениями эмиссары концерна "Дэу" (ЗР, 1996, № 3). Переговоры с корейцами тянулись долго. Наконец в январе 1996 года правительство Украины приняло решение провести международный тендер (конкурс) на контрольный, 53-процентный пакет акций "АвтоЗАЗа". Бесспорным фаворитом в этом конкурсе считался "Дэу". Но уже в феврале дорогу ему перешел "Дженерал моторе", который покрыл все достигнутые корейцами договоренности козырным тузом, установив контакты непосредственно с президентом Украины и его ближайшим окружением. Тендерный комитет так и не создали. Претендентам просто некуда было подавать заявки. Зато в воздухе стала витать идея совместного предприятия "Джи-Эм" и "АвтоЗАЗа". Недавно она материализовалась в виде официального договора о выделении американской стороной 513 800 долларов на разработку технико-экономического обоснования такого СП. Шаг "Джи-Эм" выглядит вполне закономерным на фоне политического сближения Украины с Соединенными Штатами. Недаром $143 800 из вышеуказанной суммы выделило правительство США. Вдобавок политическая конъюнктура как будто совпала с технической целесообразностью, что, в общем-то, редкость. "Дэу", напомним, учился автомобилестроению у "Дженерал моторе" и его дочерней компании "Опель". Так что, если удастся заполучить в партнеры учителя, а не ученика, "АвтоЗАЗ" едва ли проиграет в техническом уровне совместной продукции.Итальянско-украинский "Турбо Дейли" перевозит восемь пассажиров и 700 кг груза.Возле нашей гостиницы привлекала внимание одна из первых "газелей" сборки. завод не в состоянии обеспечить им заработок, но учредил для победителя (которым стал 55-летний поляк Петр Гавроньски с Катовицкого телевидения) ценный приз - прицеп к легковому автомобилю. До пикетирования, однако, не дошло. Возможно, рабочие поняли: если разделить на всех стоимость прицепа, выйдет по коробке спичек, а журналисты, глядишь, чем-то помогут в их беде... Леонид САПОЖНИКОВ Фото автора Киев-КременчугКстати, конкретизировать, какой будет эта продукция, стороны не спешат: в официальном сообщении одной общей фразой упоминаются легковые и коммерческие автомобили корпорации "Дженерал моторе". Но несложно догадаться о марке легковых: это, скорее всего, "Опель". По мнению наблюдателей, наибольшие шансы получить запорожскую "метрику" имеют "Астра", "Вектра" и 'Корса". Что касается коммерческих автомобилей, то в расчет, видимо, следует взять полноразмерные пикапы "Шевроле" серии "S/K" грузоподъемностью от 0,5 до 1,8 тонны. А что же с Таврией"? Согласно подписанному сторонами меморандуму, ее выпуск должен быть продолжен и даже увеличен. Хотелось бы закончить восклицанием "о'кейГ, но мешает чувство тревоги. Слишком глубок экономический и моральный кризис, в котором оказались - вместе со всей экономикой - Запорожский автомобильный и Мелитопольский моторный заводы. А разработка ТЭО - это лишь первый шаг на долгом пути создания совместного предприятия.Соб. инф.ЗА РУЛЕМ 11/9673