82
83
84
ИНТШИГЕНТНЛ"Мерседес-Бенц" удивляет в последнее время частыми премьерами. Вновь отличилось грузовое ШШШВШШ отделение концерна, показав тяжелый грузовик - достойную смену ветерану "SK". Наш корреспондент Антон ЧУЙКИН побывал в Хоккенхайме, где состоялась презентация нового "трака".Мы дали им имена... Новые поколения "мерседесовских" грузовиков все, как один, имеют собственные имена: легкие - "Вито", потяжелее - "Спринтер", "Варио". Название свежеиспеченного грузовика-стайера возникло в поисках чегото более звучного взамен "SKN" (SK - новый). Остановились на красивом интернациональном слове-новообразовании - "Актрос". На этом словотворчество не закончилось. Грузовик, в угоду эффективности, начинен электронными системами. Одна заведует или, точнее, помогает водителю управлять двигателем, другая - тормозами, третья - трансмиссией. Для них инженеры Один из первых дизайнерских эскизов еще безымянного нового грузовика. "Мерседеса" придумали словечко "теллигент" (например, тормозная система - "теллигент брэйк систем"), которое и по смыслу, и по звучанию близко к латинскому intelligens - знающий, понимающий, разумный, занимающийся сложным творческим трудом; интеллигент, в общем. Но не будем забывать, что "Актрос" создан для нелегкой работы: тяжелый грузовой класс - это автопоезда в 40, а то и 60 тонн. "Думающие" агрегаты "Актрос", безусловно, отличается незаурядной внешностью, у него комфортабельная кабина, оснащенная современной бытовой техникой. Но не это, на мой взгляд, главное. Начну, отступая от традиции, с рассказа о тормозах, точнее, об уже упомянутой "теллигент брэйк систем" - разумной тормозной системе. Может, излишне громко сказано, но поверьте - система того заслуживает. Недоверчивым журналистам демонстрировали ее преимущества на известном спортивном кольце "Хоккенхаймринг". Тяжелый грузовик "1844" предыдущего семейства SK с полуприцепом, загруженным "под завязку" (полная масса автомобиля - 1 8 т, прицепа - 22 т), делает круг по гоночной трассе, набирает 85 км/ч и тормозит напротив группы репортеров. АБС не позволяет колесам заблокироваться - автопоезд, как по ниточке, прохо-82ЗА РУЛЕМ 11/96 тезентацияслучае чего останутся целыми) на "сэкономленных" 20 метрах. Как же это получается? В новую систему входят дисковые вентилируемые тормоза на всех колесах (пока на грузовиках распространены менее эффективные "барабаны", особенно на задних осях). Давление в пневмоприводе системы поднято по сравнению с предшественником на 1,5 кгс/см 2и составляет теперь 10 кгс/см 2 . Системам с рабочим давлением 6...8 кгс/см 2 нужны тормозные механизмы побольше, иначе на блокировку колеса груженого автомобиля у них может не хватить силенок. Нажимая на педаль тормоза, водитель не воздействует непосредственно на пневмокран или гидроцилиндр - он дает команду на торможение компьютеру. Подобные устройства уже известны в приводе топливных насосов дизелей (у того же "Спринтера", например), а в тормозах "электронная педаль" - новинка. Компьютер точно определяет, как нужно реализовать желание водителя притормозить, открывая пневмокраны в соответствии с нагрузкой, требуемым замедлением, состоянием дороги. Электроника позволила устранить и такой недостаток пневмопривода, как инерционность. Тормоза "Актроса" срабатывают не только точнее, но и быстрее, чем у многих других грузовиков. Еще одна черта умных тормозов - нечувствительность к нагреву. По данным фирмы, при резком торможении с 85 км/ч остановочный путь при горячих и холодных тормозных механизмах у "Актроса" различается на 2 м, у обычного автопоезда - на целых 8м (в пользу, конечно, холодных). Но ведь не только тормозить нужно автомобилю! У "Актроса" - целая гамма новых моторов мощностью от 230 до 420 кВт (313-571 л. с ) . Основных разновидностей две - 6- и 8-цилиндровые, рабочим объемом 12 и 16 литров соответственно, все V-образные, с четырьмя клапанами на цилиндр и непосредственным впрыском топлива. Характеристики некоторых двигателей вы видите на графике. Интересно, что топливного насоса высокого давления (ТНВД) как такового нет: у каждой форсунки свой, индивидуальный насос, приводимый от кулачка на распредвале. Получилась этакая разделенная насос-форсунка. Естественно, двигателем управляет электронная система, одно из достижений которой - 3...6-процентная экономия топлива по сравнению с предшественниками примерно той же мощности. Другой плюс электроники - возможность управлять трансмиссией вместе с системой "командования" коробкой передач и сцеплением. Привычного рычага переключения передач в стандартной комплектации "Актроса" нет. Его заменила рукоятка с коротким ходом "вперед-назад" и тремя кнопками; еще есть переключатель ручного и автоматического режимов работы трансмиссии. В полной мере эффективность тормозов "Актроса" самому, конечно, опробовать не пришлось, а вот работой коробки передач во время 60-километрового "забега" насладился сполна. Для начала выжимаем сцепление и... оставляем педаль у пола (есть специальный фиксатор). Теперь, включив клавишей режим "А" (автоматический), легонько толкаем рукоятку вперед - на шкале между спидометром и тахометром загорается цифра "2", обозначаНовый "Актрос" и старый "SK" остановились после экстренного торможения со скорости 85 км/ч. "Старичок" выдвинулся почти на 10 м дальше.^Н5 чИнтерьер кабины. Справа от водительского кресла - короткоходная рукоятка переключения передач. В пухлой баранке - надувная подушка безопасности. дит свой тормозной путь и замирает на отметке 60 м. Теперь черед "Актроса" - той же массы, с таким же полуприцепом. Разгон, педаль тормоза в пол - грузовик, "отдуваясь", останавливается на 10 м раньше (см. фото). Неплохо! Теперь к "Актросу" цепляют "фуру" с такими же "интеллигентными" тормозами, вновь заезд, и тормозной путь с 85 км/ч составляет всего-навсего 40 м! "Физический смысл" сокращения на треть (!) тормозного пути вы легко поймете сами, представив, сколько легковых машин поместятся (и в m440 £ j °550- O §400 3о51420кВтI 350350KBT400-300 270o/—УL—315KBT2700 250• .. • •1 •в23 0кВт2500 2300/7200/2300">iM20002100*•••yy150/'•'...m--y...."...• *1900 1700 1500•V100••..1300 1100800 1000 1200 1400 1600 1800 Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/минВнешние скоростные характеристики двигателей "Актроса". Сплошные линии - мощность, пунктир - крутящий момент. Красные и синие - характеристики "слабого" и "сильного" представителей 8-цилиндрового семейства OM502LA; зеленые и фиолетовые относятся к 6-цилиндровым моторам OM501LA. ющая включенную передачу. А дальше нажимаем газ и - поехали! В распоряжении электроники - 16 передач, и она выберет и включит нужную, сообразуясь со скоростью автомобиля и желанием водителя, выраженным в положении "акселератора". Можно выбирать передачу самому (например, при торможении двигателем), оперируя кнопками на рукоятке. Для чего же, спросите вы, из механических многоступенчатой коробки и сцепления с помощью хитрых электронных систем делают "автомат"? Вручную перебирать 16 ступеней коробки утомительно, а меньшим количеством не обойдешься, если хочешь наивыгоднейшим образом использовать возможности двигателя. Именно этому служит электроника. В доказательство после теста нам раздали расшифрованные тахограммы поездок, свидетельствующие, что почти все время движения мотор работал в зоне максимального крутящего момента. Да, с такой системой высокими оборотами злоупотребить трудно, зато топливо расходуется экономно, да и разгон, благодаря все той же электронике, вполне резвый. И нет недостатков "автомата" - сложности, трудоемкости, дороговизны, неэкономичности. Желаете включать передачи сами - пожалуйста, задавайте режим "М" (ручной) и езжайте, действуя рукояткой и "по старинке" выжимая сцепление. Надежно, выгодно, удобно... Начнем с "удобно" - отмеченная в начале статьи кабина заслуживает внимания. Всего типов кабин пять - низкая "дневная" S, побольше М, высокая и низкая со спальными местами L и, наконец, шикарная "Мегаспейс". 84 ЗА РУЛЕМ 11/96 Последняя поднята на раме так, что двигатель весь уместился под ней - пол без туннеля, абсолютно ровный. В ней же больше всего дополнительного оборудования - кофеварка, микроволновая печь, холодильник... За рулем, на пассажирском месте, на спальной полке действительно удобно, да и будешь ли ждать чего-то другого от "Мерседеса"! Фирма много сделала для того, чтобы езда на "Актросе" скорее напоминала приятное путешествие, а не изнурительную работу. "Надежно" - это заслуга еще одной думающей системы, сервисной. Интервал техобслуживания "Актроса" - 100-120 (!) тысяч километров. Услышал и не поверил: "Что, даже смена масла так редко?" "Да, - говорят, в Европе - так редко". А если "Актрос" попал в Россию? Тогда нужно ввести в сервисную систему параметры нашего дизтоплива, где серы, например, намного больше; компьютер рассчитает новый срок ТО и выведет на экран: "смена масла-45 000 км". Кстати, именно так и будет выглядеть надпись, ведь система - настоящий полиглот и знает 20 языков, в том числе русский. Она подскажет, сколько осталось "жить" тормозным колодкам, трансмиссионному маслу, продиагностирует агрегаты. Вот такой "сам себе доктор". И наконец, выгодно потому, что "Актрос" немало экономит. Например, по сравнению с предшественником - 500-600 л масла за срок службы, не меньший, кстати, миллиона километров. Можно предположить, что начиненный электронными системами грузовик - сам по себе дорогой. Но доля электроники в цене автомобиля - всего 7...10%. И "Актрос", подобно "Спринтеру", стоит во всяком случае не дороже своего предшественника "SK" - это очень большое достижение фирмы. Подводя итог, соглашусь с девизом "Мерседеса" (да и вы, думаю, не поспорите):^^Ш^./