115
переднее колесо, вывешенное с помощью домкрата. При этом тормозные колодки от диска нужно отвести - касание не допускается.) И все же лучше сделать приспособление. Уже хотя бы потому, что ведущие колеса вы не отбалансируете, не сняв с автомобиля. На рисунке показано приспособление (типа "волчка"), предназначенное для статической балансировки колес. Как им пользоваться? Подставку располагают на го ­ ризонтальной поверхности(например, устойчивого, массивного стола, верстака). Горизонтальность верхнего торца стойки (закаленного диска 5 - из газораспредели-©ибШ!t036 03Г0 30 -0.05,©0150 , 03О'005, 1»45° / 2 фаски о•IML0130 МбЗотв. через 120° по окружности1 11 М4•тельного механизма -2108) легко проверить, положив на него иглу 1 - она не должна скатываться. При необходимости этого можно до ­ биться регулировкой установочных винтов 7. Иглу 1 винтом 2 зажимают в отверстии ступицы 3. Затем надевают одну из сменных шайб 4 - в зависимости от того, какое ко ­ лесо нужно балансировать. Для "Нивы", например, диаметр шайбы d равен 98 мм. Внешний диаметр D - на 5-6 мм больше. В то же время диаметр 60 мм ступицы соответствует центральному отверстию в диске "Оки". Размеры сменных шайб для других колес обязательно проверяйте с помощью штангенциркуля. Смещение 15-килограммового колеса относительно иглы на 0,5 мм равносильно 40-граммовому дисбалансу на ободе! Далее на собранный "волчок" надевают колесо. И, установив на основание, отпускают. Колесо, скорее всего, несколько наклонится - равновесное положение наступит, когда "тяжелое место" займет свое нижнее положение. Теперь остается только подобрать уравновешивающие грузики и закрепить их на противоположной стороне обода: уравновешенное колесо должно расположиться горизонтально. Как показывает опыт, новые шины обычно не страдают большим разбросом дисбаланса по ширине. Поэтому балансировочный груз лучше всего делить на две равные части, расположив их по разные стороны обода. Заметим: "чувствительность" нашего приспособления зависит от высоты закрепления основания на игле. Чем выше расположится колесо над нижней точкой иглы, тем точнее балансировка. (Но и тем кропотливее!) На каком этапе остановиться, каждый решает сам. Иногда можно встретить вариант "волчка", в котором верхний конец иглы имеет сверление: балансируемое ко ­ лесо подвешивают. Способ довольно привлекательный, но менее точный (острие имеет опору в виде точки, очень малого радиуса, тогда как нить, способная выдержать вес ко ­ леса, должна быть достаточного сечения). Из-за этого возможно смещение центра. Кроме того, подвес не терпит работы на открытом воздухе, особенно в ветреный день. Мы от него отказались.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПри включении электровентилятора системы охлаждения падают обороты холостого хода. Отчего это происходит? Как в этом случае регулировать холостой ход? Вероятно, вы слышали выражение "баланс мощности" автомобиля. Дело в том, что мощность, развиваемая двигателем, если измерить ее на маховике, затрачивается на преодоление различных видов сопротивления: аэродинамических сил, сопротивления качению колес, силы инерции автомобиля и его вращающихся масс при разгоне, "скатывающей" силы при движении на подъем, а также сопротивления вращению трансмиссии и сопротивления привода вспомогательных агрегатов и уст' ройств - генератора, водяной помпы, бензонасоса, масляного насоса, насоса гидроусилителя, кондиционера (если последние два предусмотрены в автомобиле). Даже на вращение тросика спидометра расходуется некоторая доля мощности, источник которой один - двигатель. Включение вентилятора системы охлаждения (его мощность на разных автомобилях достигает 150-200 Вт, а то и больше) требует скачкообразного повышения мощности мотора. При положительном балансе в си1 стеме "генератор-аккумуляторная батарея" эту долю мощности двигателю вентилятора отдает генератор, сам жб он приводится от двигателя автомобиля. Но при движении (особенно с высокой скоростью) на фоне развиваемой мотором мощности (например, 55 кВт) "добавка" в 0,15 кВт не ощущается. Иная картина на холостом ходу. Здесь, как говорят, двигатель крутит I только сам себя. На деле же - еще и масляный насос, помпу, генератор, бензона'] сое, которые потребляют примерно 1 кВт • его мощности. Поэтому на холостом ходу подключение и отключение дополнительI ного потребителя мощностью 0,15-0,2 кВт вполне ощутимо. Этот эффект в определенной мере связан с состоянием генератора и аккумуI ляторной батареи. Так, чем больше величина тока, идущего на подзарядку батареи (если последняя исправна, но отчего-то сильно разряжена), тем меньше влияние подключенного электровентилятора. Если батарея в хорошем состоянии и зарядный | ток мал, влияние вентилятора заметнее. Неисправная, сильно сульфатированная батарея делает "просадку" оборотов при включении вентилятора еще более ощуi тимой. В целом же эти зависимости до: ВОЛЬНО СЛОЖНЫ.Регулировать холостой ход двигателя (вернее, минимальное число оборотов) i лучше при включенном вентиляторе, чтобы работа силового агрегата во всех ситуациях оставалась устойчивой, а состав выхлопных газов - отвечающим нынешним нормам.ЗА РУЛЕМ 11/96 115