обстоятельств, проще говоря, вследствие схода лидеров. Вряд ли! У кольцевых гонок, которые принято считать вершиной автоспорта, есть одна любопытная особенность. На "кольце" можно случайно проиграть, случайно победить, увы, невозможно. Результаты остальных заездов - наглядное подтверждение этого тезиса. В объединенной встрече машин "Свободного класса" и "Супертуризм" первенствовал опытнейший раллист Николай Больших на БМВ-МЗ. Его преимущество было так велико, что порой действо на трассе напоминало погоню борзых за механическим зайцем. Преследуя его, можно как угодно опережать друг друга, но лидер недостижим даже теоретически. Конечно, гоночный БМВ не чета "Мицубиси-Лансер", двум "Пежо-205" и форсированным "ладам". Но автомобиль мчится не сам по себе, а повинуясь командам опытного пилота. К тому же баварская машина, прямо скажем, довольно преклонного возраста и за долгую жизнь повидала много стартов в самых разных состязаниях. Так что за безупречной работой двигателя, коробки передач, подвески стоит тяжелый труд механиков. Кажущаяся легкость в достижении "золота" - результат высокого класса всей команды, а не удачного расположения, звезд на небе. В классе "Туризм" среди автомобилей отечественного производства чемпионом Москвы стал представитель команды "ЗИЛ-Тексако" Андрей Пузырев. Известный некогда раллист пару лет назад сменил амплуа и вот нашел свое второе призвание в кольцевых гонках. Отметим, что и эта победа далась нелегко. Зачетная группа, где выступают "вазовские" " в осьмерки " , "москвичи" и даже одна "Ока", самая многочисленная, а за рулем, помимо новичков, немало опытных мастеров. По результатам трех этапов Андрей Пузырев опередил признанных корифеев "кольца" Бориса Маслова, Андрея Рыжова, Сергея Штыркова, Александра Львова. В заключение назову счастливого обладателя "Кубка Аспас-Ротманс". Им стал чемпион России 1995 года Михаил Тараканов из СанктПетербурга. На счету его "Тойоты-Королла" три победы на этапах в классе "Туризм" среди автомобилей зарубежного производства. А учитывая, что соревнования носили статус открытого чемпионата Москвы, представитель города на Неве признан сильнейшим гонщиком столицы. Вадим КРЮЧКОВ Фото автора и Сергея МякишеваКак-то в откровенном разговоре один из наших "кольцевиков" высказал мнение, что для него существует лишь одно призовое место - первое, любой иной итог приравнивается к последнему. Действительно, рациональный подход к оценке результатов скорее удел математиков, а не спортсменов. Истинный гонщик всегда стремится побеждать и делает для этого все возможное. И конечно же, в ходе заезда голова пилота забита отнюдь не сложными тактическими выкладками, подсчетом очков или, скажем, прогнозированием выгодных вариантов прихода к финишу. Когда впереди машина конкурента, а в зеркалах виден преследователь, задача пилота обогнать первого и не пропустить второго. Именно так поступали лидеры третьего заключительного этапа "Кубка Аспас-Ротманс", прошедшего на городской трассе перед зданием Московского государственного университета.Помимо обладателя серебряного "Кубка Ротманс" в абсолютном зачете, соревнования должны были выявить победителей открытого чемпионата Москвыв классах: "Формула 1600", "Формула 3", "Свободный", "Туризм" и "Супертуризм". Те, кто внимательно следит за событиями на трассах отечественных кольцевых гонок, почти не сомневались, что кубок и первое место в классе "Формула 1600" достанутся Виктору Козанкову. В его активе были две победы на предыдущих этапах иогромный опыт выступлений на "кольце". Но неожиданно заезд "формул" стал самым зрелищным и драматичным. Основной претендент на "золото" стартовал лишь с третьей позиции, что само по себе непривычно. Мало того, в конце первого круга он оказался лишь пятым. Правда, потом Виктор в свойственном ему агрессивном стиле оперативноопередил трех конкурентов . В принципе на этом можно было и успокоиться. Отрыв от основной массы соперников постепенно увеличивался, а впереди ехал лишь Александр Нестеров на новом гоночном автомобиле "Астрала", подготовленном по требованиям к формуле 3. В совместном заезде "формул" зачет был раздельным, и если бы Нестеров финишировал первым, то для победы в "Кубке Аспас-Ротманс" и звания чемпиона Москвы Козанкова вполне устраивало второе место. То - теория, на практике получилось иначе. Виктор догнал своего оппонента, а затем предпринял попытку обгона, которую потом многие считали преждевременной и рискованной. В результате переднее колесо его "Эстонии" соприкоснулось с задним колесом "Астрады". Оба автомобиля получили повреждения и выбыли из борьбы. Однако, несмотря на печальный итог, Козанков действовал правильно. Лучший гонщик страны обязан ездить быстрее всех, а обогнать соперника, выступающего на более мощной машине, весьма почетно. Порой для человека, покорившего много вершин, репутация дороже медалей. Кроме того, необходимо создать себе запас, то есть оторваться от соперников подальше. Это удобнее делать с первой позиции, когда никто не мешает ехать в излюбленной манере. Возглавить заезд желательно как можно раньше, чтобы не растерять преимущество, когда придется опережать отставших на круг. Как видим, поступок Виктора оправдан. Инцидент же возник не по его вине. Не вдаваясь в тонкости прохождения поворотов, отметим, что Козанков действовал напористо, но корректно. Напротив, Александр Нестеров рисковал неоправданно. При данном, конкретном расположении машин на трассе он должен был уступить дорогу, но погорячился и не сделал этого. Так или иначе оба покинули трассу, а чемпионом Москвы стал выигравший заезд Александр Саункин. Уже позже, в кулуарах закрытого парка, довелось услышать, что титул достался ему в связи со "счастливым" стечениемЕще несколько мгновений...Победители открытого чемпионата Москвы по автомобильным кольцевым гонкамКласс "Туризм" (отечественные автомобили): А. Пузырев (Москва, ВАЗ-2108). Класс "Туризм" (зарубежные автомобили): М. Тараканов (С.-Петербург, Тойота-Королла"). Класс "Супертуризм": А. Рыжов (Москва, ВАЗ-2108). Свободный класс: Н. Больших (Москва, БМВ-МЗ). Класс "Формула 1600": А. Саункин (Москва, "Эстония-21"). Класс "Формула 3": А. Нестеров (Москва, "Астрада-953/4"). "Кубок Аспас-Ротманс" (результаты в абсолютном зачете): 1. М. Тараканов - 36 очков; 2. Н. Больших - 36; 3. А. Саункин - 27; 4. В. Козанков (Москва, "Эстония-25") - 24; 5. А. Пузырев - 22; 6. А. Рыжов - 20; 7. А. Васильев (Москва, ВАЗ-2108) -20; 8. В. Черевань (Орел, ВАЗ-2108) - 20; 9. В. Островский (Москва, ВАЗ-2108) - 20; 10. С. Одинцов (Москва, "Эстония-24") -19.Ветеран БМВ-МЗ оказался вне конкуренции.