120
121
шоимишламиРЕМОНТИРУЕМ 1 ГИДРОНАСОС НА "АУДИ-100"Для одних подобный ремонт лишние хлопоты, а для других - удовольствие. Почему бы, действительно, самому не разобраться в устройстве насоса и не отремонтировать его? Тем более (забегая вперед), что ре ­ монт не сложен и обойдется раз в десять дешевле, чем новый насос. На "Ауди-100" установлен насос гидроусилителей тормозов и рулевого управления фирмы ZF. Это довольно сложный и тщательно изготовленный узел (рис. 1, 2). (Фирму ZF, кстати, основал не кто иной, как граф Цеппелин, более известный своими дирижаблями.) Как работает насос, показывают рис. 1 и 2. Под резьбовыми пробками 7 (рис. 1) расположены плунжеры 8и 19 (два из них обслуживают тормозную систему и шесть - усилитель рулевого управления). Плунжеры 8 вы видите и на рис. 2 (сечение А-А). Плунжеры 19 расположены по окружности корпуса 11 в другом сечении. Каждый плунжер прижат своей пружиной к втулке 9 (см. рис. 1), которая свободно вращается относительно цилиндрического утолщения вала на подшипнике скольжения (втулке)У владельца подержанной иномарки (например, "Ауди-100") однажды могут начаться неприятности из-за ухудшения работы насоса гидроусилителей, питающего тормоза и рулевое управление. Можно купить новый агрегат, но его цена сопоставима с ценой подержанного автомобиля... А если отремонтировать? Слово - инженеру Валентину ГРИГОРЬЕВУ.10. Заметьте: этот участок вала по отношению ккон ­ цам (цапфам), вращающимся в подшипниках (втулках) 3 и 18, имеет эксцентриситет 2,75 мм - иными словами, полный ход плунжеров 5,5 мм . При этом работа плунжера 8 построена на взаимодействии его кромки Б (см. рис. 2) с каналами всасывания и нагнетания (похоже на работу поршня в двухтактном двигателе): при движении плунжера к пробке его кромка перекрывает канал всасывания (это по ­ казано на рис. 1), в результате чего давление масла увеличивается и оно выталРис. 2. Сечение (условное) гидронасоса по плунжерам гидросистемы тормозов: 1 - резьбовая пробка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - плунжер; 4 - клапан; 5 - корпус; 6,7- втулки эксцентрика; 8 - эксцентрик; 9 - штуцер системы тормозов. Б - кромка плунжера.Рис. 1. Схема гидронасоса IP: 1 - ступица шкива; 2 - сальник; 3,18- втулки; 4 - эксцентриковый вал; 5 - шайба; 6,12,13,17- уплотнительные кольца; 7 - резьбовая пробка; 8 - плунжер системы тормозов; 9,10 - втулки эксцентрика; 11 - корпус плунжеров; 14 - редукционный клапан; 15 - крышка; 16 - клапан; 19 - плунжер системы рулевого управления. 120 ЗА РЛМ1 / 6 УЕ 19;кивается в канал нагнетания к обратному клапану 4 (см. рис. 2). Плунжер 19 устроен иначе: он имеет радиальные отверстия, через которые заполняется маслом при движении к оси вала. При обратном ходе после перекрытия этих отверстий давление масла в плунжере увеличивается, и оно выталкивается че ­ рез обратный клапан 16 в полость нагнетания под сферической крышкой 15 (см. рис. 1). В случае, если давление масла здесь выше допустимой величины (150 кгс/см 2 ), открывается редукционный клапан 14 - он сообщает полость нагнетания с каналами всасывания. Реально насос выглядит, как показано на фото, на наших схемах плунжеры и штуцеры условно повернуты - для наглядности. Рис. 3. Съемник ступицы шкива гидронасоса.Клапаны 16 (на рис. 1) и 4 (на рис. 2) одного типа, показанного на рис. 2, б, и отличаются в основном размерами. В качестве рабочего тела в гидросистемах "Ауди-100" использовано специальное масло ATF, от характеристик и чистоты которого во многом зависит срок службы насоса до ре ­ монта. Как ив любом насосе подобного типа, здесь возникают разнообразные неисправности из-за износа плунжерных пар (в частности, из-за этого может снизиться развиваемое давление). При поломке пружины сош оО-—СП iшLOю§|-•„' щv- --;-r--.V ; JL__ ш&шШаАм & С\1со шюNN(ОN Г *0,63/ МШ| ,=01•ниш шшь 10 , 26,5< <20.48 3Шлифуем в центрfax до 015,75-о да>Рис. 4. Результаты обмера эксцентрикового вала.°Т -k~J~> 0,63/4позволило сохранить достаточный нав систему проникатяг сальника 2 (см. рис. 1): внутренний ет воздух. диаметр нового сальника обычно ра ­ Как показал вен 15 мм. Иногда вал протачивают опыт, чаще всего так, что узкая полоска (1-2 мм) в савладелец такого авмом глубоком месте выработки остатомобиля сталкивается нетронутой - в нашем случае, ется именно с потенапример, до диаметра 15,81 мм, что рей герметичности практически не сказывается на рабоуплотнений, а также тоспособности пары "вал-втулка", но с износом более обеспечивает больший натяг сальнидлинной (со стороны ка. (Номинальные размеры сальника: привода) цапфы ваA xDxh = 1 6x28x7 мм.) После прола. Кстати, этот из ­ точки вала нужно изготовить новую нос часто увеличивтулку из бронзы. В рассмотренном вается при непраслучае ее сделали по чертежу, покавильной регулировке занному на рис. 5. приводного ремня, Противоположная (короткая) цапкогда его слишком фа вала обычно не имеет сильного сильно натягивают. Реальный срок службы <1> 45° уплотнительных колец - око3 фаски _ ло 10 лет, после чего требуin ша ется их замена. Владельцу Ш, автомобиля полезно знать, . что фирма выпускает ре ­ ___. монтный комплект уплотнио 1.5«45°; 1,25/ ® тельных деталей гидронасоса, включающий вышеупо* мянутые сальник и уплотни' тельные кольца (см. фото). - Ц < -> 1,5x45° Разобрать насос не ­ Л 7 . сложно, воспользовавшись обычным инструментом. Но ремонт эксцентрикового вала требует снятия ступицы Рис. 6. Ремонтная ступица шкива. приводного шкива, напрессованной на цапфу вала, для чего нужно подобрать подходящий универсальный съемник или изготовить его самостоятельно (рис. 3). На рис. 4 представлены результаты обмера эксцентрикового вала после длительного пробега. В этом случае ремонт обычно сводится к чистовой проточке (например, алмазным резцом) или шлифовке изношенной цапфы вала, когда ее диаметр уменьшают с 16 мм до ближайшего воз ­ Рис. 7. Упор эксцентрикового вала (а) и оправка можного. В приведенном случае вал (б) для напрессовки ступицы на вал. проточили до диаметра 15,75 мм, чтоgt" ' ' • "ь_чщ Т1 ,<20—»§1Л со и»О.бЗ 1 .s5Рис. 5. Ремонтная втулка.ответствующий плунжер вообще пе ­ рестает работать. Износ эксцентрика уменьшает ход плунжера, износ концов (цапф) валика вызывает стуки при работе и ускоряет износ сальника на приводе. В результате здесь появляется течь жидкости. Наконец, после длительной, многолетней работы ре ­ зиновые уплотнительные кольца твердеют и из-под пробок 7 (см. рис. 1) начинает просачиваться масло, а при работе плунжера на всасываниеНасос ZF в собранном виде, внизу - ремонтный комплект уплотнений.износа, но в необходимых случаях ее ремонтируют аналогичным способом. Наконец, поскольку диаметр вала уменьшен, придется изготовить новую ступицу приводного шкива (рис. 6), так как она должна устанавливаться на цапфу вала с достаточным натягом (около 0,03-0,06 мм). Ступица стальная. Для ее посадки на вал после сборки левой части узла на рис. 1 (вал в корпусе 11) удобны несложные вспомогательные приспособления упор эксцентрикового вала и оправка (рис. 7, а и б). Похожие гидронасосы работают на многих подержанных иномарках, популярных в России. Как видите, они вполне поддаются самостоятельному ремонту. ЗА РЛМ1 / 6 121 УЕ 19