lire) ЛРОКАШТО]Распространено мнение (небезосновательное), что повысить конкурентоспособность выпускаемых в России автомобилей можно лишь привлечением в нашу страну производителей из-за рубежа. Тем неожиданнее прозвучало с год тому назад сообщение, что "АвтоВАЗ" намерен сделать прямо противоположный шаг - организовать производство своей "Самары"... в Западной Европе! И вот "Евро-Самара" сходит с конвейера в финском городе Уусикаупунки. О замысле и особенностях проекта рассказывает Владимир АРКУША.В этом деле оказались кровно заинтересованы все три партнера - акционерные общества "АВВА" (Автомобильный Всероссийский Альянс), "АвтоВАЗ" и финское "Валмет". Первому требовалось восстановить репутацию в глазах акционеров после неудачи с "народным автомобилем" (ЗР, 1996, № 8), второму - поднять качество своих машин и, благодаря этому, сохранить возможность их экспорта в Западную Европу. Что касается "Валмета", он также искал способ расширить производство, поскольку сбыт и без того немассовых моделей - кабриолетов СААБ и спортивной "Калибры", которые собирают на заводе в Финляндии, стал сокращаться. Установлению контактов помогло и полувековое присутствие советских автомобилей на рынке Финляндии, и память о ее традиционной ориентации на восточного соседа. Потеря этой ориентации дорого обошлась экономике Финляндии, но отнюдь не лишила ее заинтересованности в партнерстве с Россией. Результатом такого партнерства виделся автомобиль европейского качества для европейского потребителя (того, что живет западнее российской границы). Не секрет, что взыскательность последнего заставляла импортеров доводить продукцию ВАЗа уже там, перед встречей с покупателем: заменять многие комплектующие - от свечей до шин, облагораживать внешность. Делать это усилиями фирмы-импортера трудоемко, дорого и не слишком эффективно. Другое дело - настояЗА РУЛЕМ 11/96JJсборки. Ну а по качеству окраски "Валмет" относят к самым передовым предприятиям Европы. "Самару" окрашивают на том же оборудовании, что и "Опель", и СААБ. Наконец, интерьер (панель приборов, сиденья, обивка) выгодно отличается от наскучившего "вазовского" хотя бы тем, что не так дешев и однообразен с виду, да и более функционален. Особенностям "Евро-Самары" мы посвятим отдельный материал, а пока отметим, что проект реализован, по нашим меркам, невероятно быстро. От первой ознакомительной поездки специалистов ВАЗа и АВВА в Финляндию (декабрь 1994 года) до начала сборки машин минувшей весной прошло всего года полтора, а если считать со дня подписания контракта - год. АВВА, финансирующий проект, вкладывает в него около 12 млн. долларов. Примерно через 20 месяцев производство станет давать прибыль, которая позволит, наконец-то, выплатить дивиденды акционерам "Альянса". Срок действия договора - три года, начиная с апреля 1996-го. За это время намечено выпустить 60 тысяч машин (6 тысяч - до конца нынешнего года), а если дела пойдут успешно, контракт можно продлить по взаимному согласию сторон. "Ну а мне-то что проку от их согласия? спросит, потеряв терпение, кто-нибудь из земляков. - Машины, сделанные по-человечески, уйдут на экспорт, а нам, как и до сих пор, достанется халтура местного производства. А захотим купить финскую - на нее ж пошлина будет, как на иномарку!" Нам, конечно, не привыкать к тому, что интересы производителя и потребителя лежат в разных плоскостях и плохо согласуются. Неужели так получится ис "Евро-Самарой"? "Ничего подобного, - заверили меня первый заместитель генерального директора АВВА Н. Косов и главный инженер проекта Ю. Зекцер. - Во-первых, - подчеркнули они, - финские машины будут делать не за счет сокращения программы ВАЗа, а дополнительно к ней. Во-вторых, сам премьер правительства В. Черномырдин выразил заинтересованность в том, чтобы "Евро-Самару" узнали ив России. Это вселяет надежду, чтощее производство с европейским сертификатом качества и машина с клеймом "Сделано в ЕС". На заводе "Валмет" автомобили не просто собирают - изготовляют, что позволяет избавиться от слабых мест, возникавших в процессе производства на ВАЗе. Требуемые по европейским стандартам комплектующие устанавливают сразу - это сокращает издержки. Ускорилась и упростилась доставка машин импортерам - тем более, что финский завод в двух шагах от порта. Объектом совместного производства выбрана наиболее "ходкая" сегодня модель ВАЗ-21093-22. Цифрой "22" в индексе закодирован именно финский вариант, за свое происхождение и назначение названный "Евро-Самарой". Слова "изготовляют в Финляндии" применительно к нему означают следующее. В отдельном, специально построенном цехе (лишнее доказательство серьезности проекта) сваривают кузов из укрупненных (как говорят технологи, подсобранных) элементов, доставляемых из Тольятти, - их около 40. Современное оборудование, основательный подход к делу, присущий "горячим финским парням", наконец, отсутствие спешки, которой не удается избежать на ВАЗе с его гигантскими масштабами, помноженными на экономические проблемы, - налицо все условия для тщательной, добротной