32
33
чьиГ•Р"'ЯВ начале снежного сезона самое время поговорить о зимних шинах. К счастью, ныне автолюбителя, скорее, волнует не то, где их найти, а какие выбрать. Но за столичным изобилием импортных шин не стоит забывать и об отечественных: они и дешевле, и для русского (тоже особенного?) снега, говорят, подходят больше. Последнее мы решили проверить сравнительными испытаниями нескольких наших зимних шин и эталонной зарубежной.ПРЕДСТАВЛЯЕМ УЧАСТНИКОВ Размер выбрали "москвичовский" - 175/70R14, и вот почему. Кроме широко распространенной продукции АЗЛК, 14-дюймовые шины нужны едва ли не большинству иномарок, бегающих по российским просторам. И если уж в Москве отечественную шину встречаешь на какомнибудь подержанном БМВ не реже, чем импортную - на "Москвиче", то что говорить о провинции! К тому же "жигулевским" 13-дюймовым колесам и так уделяется немало внимания. Кстати, сами испытания проводили на ... "восьмерке" - но, во-первых, с дисками 5.5J-14, а во-вторых, с нагрузкой 703 кг и 694 кг на переднюю и заднюю оси соответственно; это позволяло приравнять ее к более тяжелым машинам (тому же "Москвичу" с 790 и 675 кг). Такой метод вполне допускают и используют специалисты-шинники, ведь цель - оценить колесо, а не конкретную машину. Год назад в Уфе мы обратили внимание, что больше всего зимних шин на "сорок первых" марки "Таганка", ставшей весьма популярной далеко от Москвы. 32 З РЛМ 1/6 АУЕ 19 Одна из новых моделей Московского шинного завода (МШЗ), этой марки - М-214 - и была испытана. Еще две российские шины представлены НИИ шинной промышленности (НИИШП) моделями "НИИШП-Ралли". Покрышки с индексами "2" и "5" демонстрируют, как изменился подход конструкторов к зимним шинам за десять лет. Обе изготовлены на опытном заводе (ОпШЗ) института, а вообще "ветерана" "НИИШП-Ралли-2" делают и на других шинных заводах (Нижнекамском, бобруйском), да и "пятую", вероятно, будут.AV*lк,ЛУЧШЕмягкие европейские условия, когда под снегом или водой на небольшой глубине - хороший асфальт, а не бездна, как зачастую в России. Уделив столько места европейской модели, обратимся к нашим образцам. Отличие "Таганки" М-214 - возможность ошиповки и, следовательно, уверенного движения по льду. У других шин рисунок протектора сильно расчленен и шип поставить просто некуда! Но подобная универсальность М-214 могла обернуться недостатками - ведь шина, рассчитанная на шипы, испытывалась без них. Видимо, шипы обусловили и категорию скорости - Q (до 160 км/ч) против T (до 190 км/ч) у всех других испытуемых. "Таганка" же всех тяжелее - 7,8 кг. Твердость протектора разогретой шины - 54 единицы. Чрезвычайно "зубастая" "НИИШП-Ралли-2" недалеко ушла от легендарной родоначальницы, давшей ей имя, а спроектированная позже "пятерка" выглядит совсем по-другому. Цель конструкторов была - не ухудшая ходовых качеств, вывести марку на приемлемый уровень комфор-а плечо, то есть переход протектора в боковину, - по-европейски округлое. У наших шин плечо довольно "острая" грань с развитыми боковыми грунтозацепами, которые нужны при движении в колее или по глубокому снегу. "Ультра Грип" оказалась и легче всех - всего 6,8 кг, с самой нежной боковиной (убедились на собственном горьком опыте, но об этом позже). Да и сама смесь, из которой сделана шина (точнее, протектор), очень мягкая. Для специалистов сообщим, что твердость протектора холодной шины по Шору - 55 единиц, разоНаконец, в качестве эталогретой примерно до 10 градусов на выбрали "Ультра Грип 4" име- 52; а для дилетантов поясним, нитой фирмы "Гудьир", признанчто у нас такая мягкая смесь счиную лучшей европейской зимней тается "гоночной" и для массошиной 1994-1995 годов. Теперь, вых шин не применяется. Поняткогда участники представлены, но, чем ниже твердость, тем выперейдем к особенностям кажше сцепные свойства шины, но дой шины - многое стало ясно хуже износостойкость. Отечестеще до выезда на испытательвенные шины при температуре -2...-1°С дружно показали 58-59 ные трассы. единиц - обычный нижний предел для зимних колес. Для сравПОСМОТРИМ, ПОЩУПАЕМ... нения - у дорожной шины тверПожалуй, единственное, что дость 62...65. Отсюда первые, объединяло все четыре шины предварительные выводы - конзимний рисунок протектора. У струкция и рисунок протектора "Гудьира", в отличие от осталь"Гудьира" рассчитаны, скорее, на ных, он направленный (см. фото), та. Насколько это получилось покажет дорога, а пока есть результаты взвешивания - 7,2 и 7,5 кг у "НИИШП-Ралли-2" и "-5" соответственно и замеров твердости после нескольких "прогревочных" кругов - 57 единиц. ПРОКАТИМСЯ, ПОМЕРЯЕМ... Первое испытание - оценка устойчивости и управляемости автомобиля на разных шинах. Летом выполняют маневры "имитация обгона" и "поворот" (см. ЗР, 1996, № 4), зимой же, на льду или снегу, такие тесты ненад автомобилем, его поведение легко предсказуемо. Неприятности вроде, не дай Бог, заноса или сноса не становятся неожиданностью. Если у водителя есть маломальский опыт, он обязательно услышит подсказку шин: "осторожней, еще немного - и нас понесет!" С "Ультра Грип" на скользкой дороге легко трогаться (чувствуешь начало пробуксовки) и поворачивать, потому что не теряешь связь с управляемыми колесами. Знаете, случается на льду крутить баранку, что называется, "от упора до упора" без а" видимого эффекта - шины уже ,1 скользят независимо от направтравления движения. С "Гудьиром" иром" такого не будет. Нашелся, впровпрочем, и минус - если уж на снегу дошло дело до заноса, размах азмах его будет велик (вот оно, отсутэтсутствие боковых граней-упоров в ров плечевой зоне). "НИИШП-Ралли-5" срывает|вается в снос или занос, субъективжтивно, даже позже, чем "Гудьир", но ip", резко, почти без "подсказки". 1зки". Впрочем, корректировать занос (снос) легко благодаря небольюоль-шой амплитуде. Явно лучше, чем у "Ультра Грип", проходимость судя по тому, какие канавы роет эта шина на заснеженной дороге, она уверенно справится ис глубокой колеей. У "Таганки" из плюсов - устойчивость при торможении и разгоне, уверенное троганье с места, а из минусов - невнятное поведение в повороте. Уже ждешь сноса передней оси - а его все нет и нет; конечно, это дает возможность пройти трассу быстрее, чем рассчитывал, но нельзя сказать, что в этом слуиспытанные зимние шины: а "Ультра Грип 4" фирмы "Гудьир"; б - М-214 "Таганка"; в - "НИИШПРалли-2"; г - "НИИШП-Ралли-5". эффективны. Поэтому испытания несколько меняются: на выбранной замкнутой трассе засекают время прохождения круга. Трасса - снег, местами раскатанный, местами рыхлый, повороты и подъемы (если кто знает "горную дорогу" на полигоне так это она) - всего 1,4 км. Задача испытателя - пройти ее с максимально возможной скоростью. Среднее время круга, полученное после 4-6 заездов, вы видите в таблице. Но кроме этого, кольцевая трасса дает возможность и субъективной оценки, то есть рассказа водителя о своих ощущениях. Не всегда самая "быстрая" шина оказывается лучшей субъективно - ведь есть еще такие понятия, как надежность управления, комфорт, характер заноса и сноса, чувствительность и т. д. О них и поговорим. Практически равноценными по субъективной оценке оказались шины "Гудьир" и "НИИШПРалли-5". Из особенностей первой отметим легкость контроляРезультаты сравнительных испытаний шинПоказатель Показатель 'Ультра Грип 4" Время прохождения круга трассы, Зремя прохождения круга трассы, Модель шины М-214 "НИИШПРалли-2" "НИИ! "НИИШП Ралл Ралли-5"с109,3110,7 101,3111,7 102,2111 111,1 101 101,641,9 41, 98, 98,1% %Время выполнения "змейки",10042,7с45,1 105,441,0 96,0%Время разгона с места до 70 км/ч на шероховатом льду,100с20,123,0 114,421,7 107,9% %Время преодоления 10%-ного подъема (заснеженное покрытие), ^заснеженное10021,5 21, 107 107,0с43,343,843,5 100,544, 44,0 101 101,6%Тормозной путь со скорости 50 км/ч: на укатанном снегу (-18°С),100101м39,139,6 101,337,6 96,237,7 37,%на заснеженном покрытии (-15Х), (-15Т),10021,496, 96,4 23, 23,0 107 107,538,8 38 10 102и23,2 108,422,0 102,8%на шероховатом льду (-5°С),10038,0м43,0 113,444.4 102,8% %100чае водитель "обманываться рад". Возможно, в ошипованном варианте шина от этого недостатка избавлена. Наконец, "НИИШП-Ралли-2" оставила хорошее впечатление от торможения и троганья и неприятно удивила низкой курсовой устойчивостью. На неровности автомобиль реагирует слишком "бурно", виляя из стороны в сторону. Еще особенность очень резкий срыв в занос. Кстати, интересны результаты заездов там же на штатных "москвичовских" шинах МИ-180 с дорожным рисунком, заслуживших репутацию неплохих колес для зимы. Так вот - среднее время на круг трассы намного больше - 129,4 с, или 118,4% от эталонного "Гудьира". Следующее испытание "змейка" - внешне выглядит как упражнение для "чайников", а на самом деле - одно из самых трудоемких. Конусы, размечающие трассу, установлены с шагом 12 м, вся трасса - 108 м, и попробуйте-ка проехать ее туда-обратно за сорок с небольшим секунд! Результаты вы видите в таблице: можно лишь добавить, что в целом они подтвердили ЗА РУЛЕМ 11/96 33й©