126
127
128
БТолюбителейНПонятие "дорога" трактуется в ПДД довольно широко. То, что вы видите на фотографиях, также отвечает этому определению, ибо наличие "используемой для движения транспортных средств полосы земли" очевидно. Укоренившуюся привычку ездить там, где вроде бы проехать невозможно, хорошо иллюстрируют условные обозначения к топографическим картам: "дороги без покрытия", "проселочные дороги", "полевые и лесные дороги", "труднопроходимые участки дорог безА ТРУДНОЙ ДОРОГЕПрошедшее сухое лето избаловало наших автомобилистов. На обычных "жигулях" они проезжали в такие места, куда год назад на колесной технике вообще никто бы не сунулся. Дело доходило до того, что машины съезжали с асфальта, чтобы не трястись на выбоинах, и накатывали прямо по лугу параллельную трассу, на которой скорость 80 км/ч еще не предел. Но пришла осень, "разверзлись хляби небесные". И пошли вязнуть наши "чайники" и искать помощи. В один ненастный день бригада журналистов ЗР решила испытать себя в роли "утопающих". Впечатления участников поездки и некоторые рекомендации по преодолению бездорожья предлагает вашему вниманию Антон УТКИН.Объезжая лужу, учтите: переднеприводные машины при движении с креном легко соскальзывают вниз, что и случилось с нашей "девяткой" - провалилась в яму, села на картер.Да, такая вот дорога - ирпытание даже для "Нивы".покрытия"... Напоминает что-то из музыкального: "Играть быстро, как только возможно", а потом все-таки "еще быстрее". И хотя львиную долю сети российских дорог составляют именно дороги без покрытия, массовый автолюбитель накручивает на них лишь ничтожную часть годового пробега - в основном легковые машины ездят по1 26 ЗА РУЛЕМ 11/96обычной легковушки приходится форсировать труднопроходимый участок дороги. Например, проезд к неосвоенному дачному участку далеко не всегда можно оставить машину на твердой почве и пройти оставшийся отрезок пути пешком, таская вещи на руках. Другой случай - так называемые смычки дорог, чисто российское явление, когда хорошее асфальтированное шоссе прерывается на границе рай^ онов или областей коротким участком грунтовки. От одного тупика до Исследуем дорогу, измеряем глубину луж и намечаем вешками траекторию движения, чтобы избежать ям. другого - пара километров лесной просеки, а объезд по асфальту - километров двести... Пока начальство никак не может договориться, кому строить эту смычку, местные жители ездят себе на грузовиках. А вот водителю легковушки лучше не спешить. Пройдите весь участок пешком и взвесьте все "за" и "против". Если машина не боится хорошей скорости ("Москвич-2141", ВАЗ-2108, иномарка), то лучше не рисковать, а поехать кругом, потеряв два-три часа, но с гарантией добраться. Ну, а на "Запорожце" или старом "Москвиче" можно рискнуть и напрямую. И наконец, случай, когда выбора нет. Например, проехав на дачу по сухой грунтовке, вы должны выбираться назад уже после прошедшего ливня. Из огромного опыта преодоления бездорожья наши водители вывели свои золотые правила, справедливые отчасти и для "чайника" на "Жигулях". Вот два из них. Первое - почаще вылезать из машины и побольше ходить пешком, изучая дорогу впереди. Поэтому в машине у вас должны быть резиновые сапоги, причем под рукой, а не под вещами в багажнике. Правило второе - чем лучше проходимость вашей машины, тем основательнее она застревает. Это справедливо не только применительно к армейским полноприводным "уралам". Например, "Жигули" на "шоссейных" шинах идут по грязи хуже, чем на зимних, но если забуксуют, то можно и подтолкнуть. А вот если забуксуют на зимних, то впору брать в руки лопату. Кстати, лопату надо иметь в багажнике полноценную, пусть ис укороченным черенком, но большую и прочную. Портативные складные конструкции больше похожи на сувениры, нежели на рабочий инструмент. Техника прохождения бездорожья на машинах разных марок различна, и давать здесь общие рекомендации не всегда правильно. Например, расхожее мнение о том, что по грязи лучше двигаться внатяг на второй передаче,Попытка вытолкнуть безрезультатна. Здесь двух таких толкачей недостаточно.Буксир хорош, когда под колесами у него твердый грунт. В противном случае даже "Нива" зарывается колесами и садится на мосты.Пока картер коробки передач (или мост) опирается на грунт, машина с места не двинется. Лопатой убираем мешающую землю.подвело уже тысячи водителей. Все эти советы рождались еще в среде шоферов ГАЗ-АА, во времена нижнеклапанных моторов с большим рабочим объемом, имевших поистине тракторную тягу при малых оборотах. Применение такого способа на современных малолитражках чревато падением крутящего момента вплоть до остановки двигателя. Поэтому для современных машин, особенно с "экономичной" главной передачей (ВАЗ2108, "Москвич-2141"), гораздо эффективнее двигаться на низшей передаче, работая педалями газа и сцепления так, чтобы ведущие колеса вращались на грани пробуксовки. Итак, перед нами трудный участок. Остановившись, идем осматривать дорогу, прощупывая палкой податливость глиняных пластов, глубину луж и намечая вешками предстоящую траекторию движения. Недлинный участок (3-5 м) с жидкой грязью можно попытаться преодолеть с ходу, при этом передок вашей машины может выполнить роль бульдозерного ножа. Если шансов проскочить с ходу нет, лучше не рисковать и применить тактику наката колеи. Несильно разогнавшись на низшей передаче, врезаемся в грязь и, пройдя метр—другой, быстро выжимаем сцепление, а за ­ тем, включив заднюю передачу, откатываемся метра на четыре. И так повторяем несколько раз до полного "пробоя" тяжелого участка. Надо сказать, переднеприводные машины имеют здесь неоспоримое преимущество, так как пропиливают колею и расширяют ее при работе рулем. На "классике", напротив, передние колеса поднимают перед собой вал иза ­ жимаются стенками пробитой колеи, увеличивая сопротивление движению. Поэтому заднеприводным рекомендуется двигаться в уже проложенной колее. Например, отличная колея для "Жигулей" делается прошедшей впереди "восьмеркой". А вот для "Москвича-2141" колея, как ни странно, противопоказана - он легко садится ЗА РЛМ1 / 6 127 УЕ 19 Когда под колесом машины будет не вязкое дно лужи, а подложенная доска, есть шанс, что машина выберется самостоятельно.на переднюю балку или защиту картера. Чтобы они проходили над грунтом, лучше сразу ехать левыми или правыми колесами по гребню. Насколько хороша проходимость "сорок первого" при движении вперед (особенно если у него подходящие шины), настолько же она ухудшается при движении задним ходом, и это надо учитывать, заезжая на нем куда-либо, где нет разворота. Не говоря уже о том, что рычаги задней подвески просто не рассчитаны на большие нагрузки при движении задним ходом, а стало быть, пробивая таким образом колею, их можно погнуть. Но если, пробивая колею, вы упустили момент и не можете откатиться назад (колеса буксуют), немедленно включайте "нейтраль" и, выйдя из машины с лопатой в руках, принимайтесь за работу. Сейчас для вас самое главное - убрать грунт позади колес и под балками мостов, чтобы можно было вернуться на исходные позиции. Если это удалось, сразу выясняем причину застревания. Все возвышения, лежащие по курсу между колесами, снимаем лопатой, а в ямы на траекториях колес кладем камни, хворост или любой другой подходящий материал. Если откатиться назад не удалось и машина прочно засела, значит, вы вступили в высшую стадию борьбы с бездорожьем, сопровождаемую использованием домкрата, масштабными земляными работами и частыми походами в лес "по дрова". При этом кузов машины поднимаем в зоне провалившихся колес, ямы заполняем твердым материалом и сооружаем некое подобие наклонных пандусов, облегчающих выезд. Домкратить машину в жидкой грязи также дело не простое, а учитывая повышенную скользкость окружающей среды, и вовсе опасное. И здесь не обойтись без деревянных дощечек. Как правило, если дело дошло до домкрата, приготовьтесь к тому, что1 28 ЗА РУЛЕМ 11/96детали, которые легко оторвать или повредить при вытаскивании его и при буксировке по глубокой колее. Самые безобидные последствия - вмятины и царапины на днище, содранная мастика, обрыв подвесок выпускной системы. Более серьезные - деформация рычагов подвески колес. Еще опаснее грубо выдергивать мощной техникой крепко застрявшую машину: не исключен отрыв креплений мостов от кузова, трещины лонжеронов и т. д. Но даже если вы приняли необходимые меры и перед буксировкой хорошенько поработали лопатой, то, вытянув машину, стоит тщательно осмотреть ее снизу. Одно пожелание. Прежде чем отчаянно бросаться в объятия бездорожья, подумайте о находящихся с вами пассажирах. Скажем, женщины очень тяжело переносят подобные приключения. Когда вы, измученный многочасовой борьбой Поднимать машину домкратом в луже - занятие не из приятных. Но с грязью, все-таки уйдете здесь это единственный способ подложить под колесо твердый искать трактор, растворившись в темноте, то женщиматериал. на, оставленная вами одна в лесу сторожить машину, переживает такой стресс, что отныне прощают своим хозяевам просчетов и будет впадать в истерику всякий раз, частенько крепко наказывают их за когда увидит впереди грязный участок это. А застрявший джип чаще всего не и услышит ваше самонадеянное: "Ниудается откопать и вытолкнуть руками чего, авось проедем!.." - спасает только тягач. Напротив, неФото Владимира Князева ожиданно высокую проходимость демонстрируют порой "Запорожец", "Таврия" и "Ока" - благодаря малому весу, большому дорожному просвету и плоскому днищу. Что касается такого действенного средства, как буксир, то здесь надо отдавать себе отчет в том, кто может вытащить вашу машину, а кто нет. Когда трос достаточно длинный и под колесами буксировщика твердый грунт или даже асфальт, то подойдет любой грузовик, в том числе малотоннажный. А вот для того, чтобы самому лезть за вами в грязь, годится только мощная полноприводная техника, к которой, безусловно, не относятся УАЗ и "Нива". Нередко "чайник" на "Ниве", вытаскивая своего собрата-'жигулиста", садится на мосты и безнадежно застревает там, где свободно проходил налегке. Ну а лучший буксир это, конечно, трактор, особенно "Кировец". Впрочем, вместо трактора вполне подойдет и лошадь, причем не обязательно владимирский тяжеловоз. Даже неказистая на вид лошаденка вытаскивает из грязи тяжелую "Волгу". Но главное при буксировке - Минимальный набор для успешного преодоления трудных не забывать о том, что под днищем участков. автомобиля расположены трубки ипользоваться им придется каждые два-три метра, если грязный участок тянется еще метров эдак на сто. Говоря о проходимости автомобилей разных марок, будет нелишним предостеречь водителей полноприводных машин от неоправданного преувеличения их возможностей. И "Нива" и, особенно, УАЗ не