? ОРГОВЦЫ с ВОКЗАЛЬНОЙНаверное, только в очереди за керосином, да еще по карточкам, можно оценить, чего стоят прогресс и цивилизация. А когда все есть, жить не очень интересно. Подъезжаешь к бензоколонке, вставляешь пистолет в бак ис чувством полной свободы мчишься, пока не кончится бензин и не наступит пора заправляться снова. Между тем, прогресс и цивилизация рождались не на пустом месте, а именно в очередях за керосином, бензином, маслом. Наверное, сейчас никому ив голову не придет, что у современных автозаправок самое что ни на есть привокзальное происхождение. Во всяком случае, именно так было в соседней с нами Финляндии. В 1934 году коммерсанты из Хельсинки Скугстрем, Васениус и Нюман решили заняться торговлей бензином и зарегистрировали фирму 4 сентября того же года. Бензин требовался для самодвижущихся экипажей. Где бензин был нужнее всего? Оказывается, на вокзале: хотя оттуда уезжают люди на поездах, до вокзала-то состоятельные граждане добирались на авто. Да ис вокзала отвозить прибывших пассажиров - хоть на казенной машине, хоть на собственной - тоже бензин нужен. А машины в то время были ох как прожорливы: чуть проедет - подавай бензин. Примерно так рассуждали Скугстрем, Васениус и Нюман.площпдиИ торговля началась - прямо с тележек на вокзальной площади Хельсинки, куда прибывали поезда из Скандинавии и, конечно же, из России. Первые финские заправки ничем не отличались от наших лотошников, только вместо "Фанты" в бутылках был бензин, самый простой бензин. По современной градации, марки А-66. На нем, если кто помнит, ездили машины ГАЗ-51. Но продавать чужой бензин вскоре надоело. И предприниматели решили построить собственную нефтяную базу. В Хертониеми, портовом районе Хельсинки, в 1937 году развернулось строительство. Были сооружены танки и целый нефтеторговый комплекс, который просуществовал вплоть до 1992 года. Он стоял бы и поныне, но власти города давно подбирались к огромным резервуарам с нефтью в самом центре Хельсинки и, наконец, распорядились вынести их за черту города, а на их месте построить современные жилые дома. Однако вернемся в прошлое. Не все так гладко шло у Скугстрема, Васениуса и Нюмана, и в 1948 году они решили продать "Трустивапаа бенсини" в связи с денежными затруднениями. Покупкой заинтересовались Англо-иранская нефтяная компания и советское объединение по экспорту сырой нефти и нефтепродуктов "Союзэкспортнефть". Предложения последнего были более выгодными, и "Трустивапаа бенсини" оказалась в советских руках. Получилось, что финская "Торговля бензином", а именно так переводится название компании, перешла на торговлю советской нефтью и нефтепродуктами. Здесь для самой компании начался период подъема. За последующие пять лет продажи возросли почти втрое, и контролировала она 15% финского рынка. В 1962 году был построен собственный маслосмесительный завод, который выдавал финскому потребителю высококачественные моторные масла для автомобильных, судовых двигателей, промышленных машин. Историческим для компании стал 1966 год: "Трустивапаа бенсини" изменила название на "Тебойл", сохранив в логотипе ставшую привычной аббревиатуру "ТВ". Право, деятельностью советской фирмы на финском рынке можно гордиться. И хотя Скугстрем, Васениус и Нюман не испытывали восторга по поводу того, что компания продана Советскому Союзу, за работу своего детища им, по крайней мере, было не стыдно. "Тебойл" благополучно пережил и распад СССР. Более того, в 1992 году активность "Тебойла" возросла. Впервые на рынок был выпущен неэтилированный бензин "Терра". Другим нефтяным конкурентам это удалось только год спустя. Выиграла природа, выиграл и "Тебойл" - этилированные бензины стали ему не нужны. Но еще более важным событием стал пуск маслосмесительного завода в Хамине одного из самых современных в Европе. Именно отсюда поставляются, теперь ив Россию, отличные автомобильные масла с маркой "Teboil": "Silver", "Gold", "Diamond". Когда я был в Хельсинки, то торговцев бензином на вокзальной площади, конечно, не обнаружил. А заправлялся прекрасным "природосберегающим" бензином "Терра" на современных заправочных станциях, коих у "Тебойла" около трехсот по всей Финляндии. Владимир СОЛОВЬЕВ Хельсинки-МоскваЗА РУЛЕМ 11/9681