путь на восток будет ей облегчен. Наконец, самое главное: на ВАЗе стали, хоть и не сразу, относиться к "Евро-Самаре" как к своей в полной мере, а коли так - намерены подтягивать качество собственной продукции к уровню финской". Не скажу, что собеседники меня полностью убедили. Дополнительные машины к программе - согласен, ведь за год в Уусикаупунки сделают менее 10% того количества "самар", какое собирают на ВАЗе. Да и продать их в Европе, видимо, вполне реально. Трогательной выглядит забота премьера о том, чтобы россиянам достались машины качеством получше. Но означает ли это, что в правительстве готовы снизить налоговое бремя для покупателя "финской" "Самары" в России? После того, как реэкспортные "лады" стали облагать пошлиной наравне с иномарками, в такую готовность верится с трудом. Ясно, что и "АвтоВАЗ", и АВВА, и, в конце концов, правительство во главе с его председателем заинтересованы здесь прежде всего в том, чтобы российская марка не только не исчезла с западного рынка, но утвердилась бы там в новом качестве - производителя автомобилей. Задача благородная, трудная и при этом, думаю, плохо совместимая с реалиями производства и рынка в России. Почему? Судите сами: группа специалистов из обеих стран при подготовке производства "Евро-Самары" нашла в стандартной российской машине около 500 мест, сомнительных с точки зрения ее качества. В процессе сборки "нулевой" серии (для нее использовали "черные", то есть неокрашенные кузова, собранные на ВАЗе) этот показатель сократили до 120; к концу года его намерены довести до 90. Но все это - в условиях, несколько отличающихся от российских. На ВАЗе главная забота сегодня - раскрутить производство "десятки", потребовавшее гигантских инвестиций. Станут ли в таких условиях столь же скрупулезно и настойчиво повышать качество "Самары" - без магической приставки "Евро"? Признаюсь, уверенности в этом нет, а потому не смогу переубедить тех, кто усомнится в практической пользе проекта для россиян. А вот выгода, извлекаемая его участниками, может оказаться более долговременной: ведь в случае успеха "Евро-Самары" (в котором ни АВВА, ни "АвтоВАЗ" не сомневаются) следующим этапом логично осваивать на "Валмете" "Самару-2" (читайте о ней в материале "Лады" меняют облик") или (и) одну из моделей "десятого" семейства. Словом, придется пересилить досаду на то, что достоинства "Евро-Самары" сможет оценить лишь узкий круг покупателей с "евросоюзовской" пропиской. Проект, о котором мы рассказали, важен как поворотный - от заводов-гигантов к предприятиям небольшим, мобильным, приближенным к потребителю - территориально и, так сказать, идейно. Остается пожалеть, что к идее такого производства наша промышленность шла мучительно долго. Может, еще не опоздали?В огромном здании Научно-технического центра ВАЗа (ныне - Генеральный департамент развития) есть зал, где не проводятся инженерные и дизайнерские изыскания - здесь коллектив НТЦ представляет руководству завода новые, "свежеиспеченные" модели и модификации. А уж руководство решает, попадут они на конвейер или нет. В сентябре корреспондентам ЗР удалось побывать в этом зале, где на вращающихся стендах было установлено несколько машин. Некоторые из них уже знакомы читателям, другие были показаны впервые. Что особенно приятно - мы получили возможность представить их вам и рассказать о ближайших планах крупнейшего российского автозавода. Выпуск новых моделей - дело очень дорогостоящее. Несведущему трудно дажепредставить, сколько производств в связи с этим потребуют переналадки, сколько новых хозяйственных связей необходимо установить. Может показаться, что ВАЗу это не нужно - нынешние машины имеют устойчивый сбыт, в прошлом году их выпуск даже несколько вырос по сравнению с предыдущими. Есть покупатели, которые хотят иметь новый ВАЗ-2106 - не беда, что конструкции 20 лет, - и никаких других моделей не признают. Сейчас, пока таможенная политика благоприятствует отечественным производителям, можно, конечно, ориентироваться и на этот спрос. А если все же на рынке станет больше недорогих машин - корейских, чешских? Впрочем, не стоит объяснять очевидное, можно только заметить, что финансовое положение ВАЗа сейчас отнюдь не блестящее, а любая переналадка производства, как уже сказано, стоит недешево. Тем Полноприводный мини-вэн ВАЗ-2120 не менее, работы в НТЦ идут, и руководство волжского гиганта планирует - ни много ни мало - за ближайшие годы обновить всю гамму выпускаемых моделей. Начнем по порядку. О планах развивать производство "десятки" читатель уже, конечно, наслышан. Действительно, по конвейеру идут эти машины - до конца года их, как уверяет руководство, должно быть собрано около шестнадцати тысяч. Начало продажам новой модели было положено на прошедших автосалонах в Москве и Питере, где реализовано пятьдесят таких автомобилей. С "десяткой" мы вскоре познакомим вас поближе - одна из них передана редакции на длительные испытания. До конца года завод собирается выпустить на ее базе также опытно-промышленные партии универсалов ВАЗ-2111 и машин с новым шестнадцатиклапанным двигателем ВАЗ-21103. В ближайшие годы планируется вывести производство "десятого" семейства на уровень 220 тысяч машин в год (это мощность одной нитки главного конвейера). По предварительным данным, необходимые для этого 2,1 млрд. долларов "АвтоВАЗом" уже найдены. Скоро будет выпущена и опытнопромышленная партия седанов ВАЗ21 15. Это - разработанная в рамках проекта "Самара-2" замена нынешней -21099. За рубежом такую модернизацию называют рестайлингом изменены передняя и задняя части, Наследник "Нивы" ВАЗ-2123обновлен салон, при этом боковины, двери и крыша остались прежними. Надо сказать, модернизация заметно улучшила, осовременила внешний вид машины. Если обычные "самары" явно выдают время своего рождения начало восьмидесятых, то новая смотрится гораздо свежее: стал поуже "прищур" фар, нисходящая линия крышки багажника (она была популярна лет пятнадцать назад, а теперь сохранилась разве что на румынской "Дачии") заменена горизонтальной. Надо полагать, объем багажника при этом тоже увеличился. В салоне сразу бросается в глаза новая панель приборов. Сиденья, кажется, стали поудобнее. Готовится также замена привычным "восьмеркам" и "девяткам" - новые машины вряд ли кто станет называть "зубилом". Немало планов связано у тольяттинцев с "Нивой". Мы уже рассказывали о вседорожном УПВ на базе этой машины - ВАЗ2120 (ЗР, 1996, № 1). Этот мини-вэн производит очень благоприятное впечатление, а судьба ему пока определена такая - выпускать в год до пяти тысяч силами ОПП (опытно-промышленного производства). Готовится смена и самой старушке "Ниве": вовсю идут испытания пятидверного универсала ВАЗ-2123. В нем уже не осталось угловатости утилитарной машины, а восходящая линия окон и капота вполне соответствует современным тенденциям в дизайне вседорожников. Изменения коснулись не только кузова - по сути, это совершенно новый автомобиль. Машина не стала "пляжно-развлекательной" - она неплохо чувствует себя на бездорожье, хотя и помягче, и заметно комфортнее предшественницы (кстати, у нее нет пока официального имени). Наконец, о заднеприводных моделях ВАЗ-2104, -2105 и -2107, пока остающихся в программе. Судя по всему, их век отмерен, и через несколько лет ВАЗ перейдет на выпуск только переднеприводных (не считая "Нивы") автомобилей. Завершится этап, начатый незабываемой "копейкой" ВАЗ-2101. Стоит ли жалеть - ведь эти машины давно морально устарели (правда, не для нашего покупателя), и в этом классе за рубежом, пожалуй, не найдешь больше образцов такой компоновки - разве что в Турции. А сменой "классикам" определен ВАЗ-1119. Те, кто помнит о проекте АВВА (ЗР, 1996, № 8), не забыли, видимо, и эскизы маленького, симпатичного автомобильчика с индексом "1116". Делать его ВАЗу так и не пришлось, но труд дизайнеров не пропал даром. "Шестнадцатая" их усилиями подросла в размерах и, к счастью, став "девятнадцатой" очарования своего не потеряла. Ее двигатель и шасси от "десятого" семейства и "Самары". Кроме собственного производства, "АвтоВАЗ" создает совместные предприятия по сборке автомобилей - уже работает завод в Финляндии, идут переговоры с Украиной. Конечно, можно усомниться в реальности всех этих планов: на их осуществление нужно столько денег - будут ли они? Да, на плечах коллектива, руководства АО во главе с новым президентом А. Николаевым - тяжелая ноша. Но вместе с тем есть уникальная возможность доказать, что флагман способен занимать свое место не только в прежних, но ив новых экономических условиях. Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Петр МЕНЬШИХ