Для вас и вашей машиныПредставьте - вы едете на машине, а в лицо светит солнце. Или фары встречных автомобилей. Или нестерпимо слепит снег. Контуры дороги размываются, и приходится напрягать зрение. Поневоле напрягаются и мышцы лица, на лбу и переносице появляются складки. Но возможные морщины - еще полбеды. Если ехать в таких условиях достаточно долго (иногда хватит и получаса), начнет побаливать голова, появится раздражительность. Движения станут менее точными, а тут и до аварии недалеко... Я вовсе не собираюсь вас пугать, но немало дорожных происшествий случалось только потому, что утомленные глаза водителя не смогли быстро воспринять изменившуюся обстановку. Проблема эта известна давно и также давно известно единственное решение - очки. Действительно, тонировать ветровое стекло в большинстве стран запрещено, а если бы это и разрешали - вряд ли существует тон, подходящий для всех условий освещения. Что ж, очки так очки. Основные требования к очкам для водителя таковы: они должны улучшать цветоразличение и повышать контрастную чувствительность, тем самым снижая зрительное утомление. Но очки и сами должны как можно меньше утомлять. И здесь, несмотря на всевозможные ухищрения, основным остается снижение веса. Очки тяжелее 30 граммов ощутимая помеха, 70 - огромная нагрузка на переносицу. Пожалуй, самое важное все-таки - защита зрения от повреждений, которые, как известно, может вызвать ультрафиолетовый и синий свет. В изделиях известных фирм это учтено, однако многочисленные подделки вполне способны спровоцировать фоторетинит или катаракту. Как? Очень просто зрачок реагирует на интенсивность красного света, и если линзы фильтруют красный, но не задерживают синий, то расширившийся зрачок пропустит в глаз больше вредных лучей, чем вовсе без очков. Как видите, "темные" стекла вовсе не так просты. Задумывались ли вы, почему все "терминаторы", секретные агенты и прочие супермены носят очки удручающе однообразной формы? Так вот, эта форма была разработана несколько десятилетий назад специально для участников авторалли и не выходит из модыдо сих пор. Тот редкий случай, когда мода следует за целесообразностью - ведь такая форма оправы соответствует полю зрения. И наконец, последнее требование - механическая прочность. О ней вы вспомните, когда кто-нибудь сядет на забытые в кресле очки. С современной оправой из сверхэластичных полимеров ничего не произойдет, а вот металлическую придется после этого долго "рихтовать". Переходя к конкретным изделиям, стоит заметить, что термин "солнцезащитные очки" не вполне точен. Условия освещения могут быть различны, и линзы для каждого случая нужны свои. Поэтому вряд ли возможны универсальные решения, однако можно выделить четыре-восемь типичных ситуаций и для каждой подобрать подходящие стекла. К сожалению, среди изготовителей очков в мире можно по пальцам пересчитать специалистов, применяющих современные знания в этой области. Большинство ограничивается лишь защитой от вредных лучей и яркого ослепляющего света, не учитывая, что можно улучшать зрение, снижать зрительное утомление. За последний год в Москве двум фирмам удалось достичь значимых результатов - это "Лорнет-М", красящий очки на заказ, и "Центр зрительных технологий" (ЦЗТ), имеющий широкий спектр светозащитной продукции, предназначенной специально для водителей. Можно отметить также неплохие очки "Блю Блокер", которые часто рекламируютна телеканале "2x2". Они заметно улучшают зрение днем, но, к сожалению, полностью "отрезают" голубой цвет, а чтобы не нарушать цветовое зрение, следовало бы оставить несколько процентов. В последние годы в продаже появилась серия тайваньских очков под названиями "Night Driver", "Amber Vision" и пр. По спектрам в этой серии на "хорошо" можно оценить только ночные, на "удовлетворительно" - противотуманные. Практически безупречны очки "Спектран" со сменными стеклами от ЦЗТ. Они комплектуются шестью видами линз, улучшающими зрение в 99% случаев. Это: "Антифары", "Туман/непогода/сумерки", "Универсал/ТВ", "Зима-день", "Лето-осень", "Яркое солнце". Полный комплект сопутствующих аксессуаров (чехлы для очков и линз, футляр для линз, салфетка для протирки), а также необычайная прочность и неприхотливость делают этот набор очень практичным, особенно для водителей. Недавно мы провели сравнительный анализ очков. Рассматривались только те из них, которые претендуют называться водительскими, то есть легче 30 ги защищают зрение от ультрафиолетового и синего повреждения. Результаты исследования - в таблице; если не указано другое, то цифра в графе означает оценку по 5-балльной системе. Павел ЗАК, кандидат биологических наук, сотрудник лаборатории основ фоторецепцииСравнительный тест очков для водителейПоказатели"Блю Блокер" (США)"Найт Драйвер" (Тайвань)"Амбер Вижн" (Тайвань)"Спектран" (Россия)Время эффективного использования в течение суток (в % от 24 часов) Улучшение контрастности (в наилучшие моменты) Улучшение цветоразличения Снижение зрительного утомления Комфортность зрения Вес очков, г Прочность и практичность* Примерная розничная цена, долл. США25 5445 25 5 9815 3244 26 4910 3333 26 4999 5555 22 5 16* Испытание на прочность заключалось в том, чтобы сесть на очки, оставленные на водительском сиденье. Все образцы это испытание выдержали. Практичность оценивалась по наличию аксессуаров, необходимых при пользовании очками.ЗА РУЛЕМ 11/9635