70
71
К 100-летию российского автомобиляСОВЕТСКИХВек отечественного автомобилестроения война поделила пополам. Первая послевоенная пятилетка отмечена полным обновлением моделей и значительным ростом выпуска машин. А вначале, как полагалось в плановой экономике, было Постановление. Посмотрим, что стоит за его строчками. Вскоре после окончания Великой Отечественной 'войны, 26 августа 1945 года Государственный комитет обороны принял постановление "О восстановлении и развитии автомобильной промышленности". Что же представляла собой отрасль в те годы? Пик, достигнутый автопромом, пришелся на 1938 год. Тогда заводы СССР изготовили 211 тысяч легковых машин, грузовиков и автобусов. Не так мало, но явно уступает возможностям будущего противника, Германии: ее заводы выпустили в том же 1938-м 381 517 автомобилей всех типов. К тому же по широте типажа, разнообразию моделей советское автомобилестроение уступало развитым европейским странам. Одним словом, ни в канун войны, ни когда она шла, четыре автомобильных завода нашей страны не смогли полностью удовлетворить запросы армии и народного хозяйства. В годы Великой Отечественной нехватку автомобильной техники пришлось компенсировать поставками из союзных стран Америки, Англии, Канады. В общей сложности СССР получил от союзников 401 тысячу автомобилей. В стране за четыре военных года (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945) сошло с конвейеров 205 тысяч автомобилей. Оценивая этот итог, надо помнить, что московский ЗИС (ныне ЗИЛ) пережил в 1941 году эвакуацию и восстановление производства на новых площадях (в Челябинске, Шадринске, Миассе, Ульяновске). ГАЗ летом 1943 года подвергся разрушительной бомбежке. Немалый урон понесли и предприятия-смежники. С началом боевых действий все заводы стали выпускать наряду с автомобилями и военную продукцию: легкие танки, артиллерийские тягачи, броневики, вездеходы, автоматы, боеприпасы. Теперь, в 1945-м, предстоял переход на мирную продукцию - а он требовал немалых усилий и значительных средств. Постановление, принятое 26 августа 1945 года, предусматривало на пять послевоенных лет капиталовложения в размере 3850 миллионов рублей. Было очевидно, что восстановить отрасль до предвоенного уровня недостаточно. Потребности народного хозяйства (конечно, планируемые, как и все в те годы, но вполне жизненные) диктовали более чем двукратный рост выпуска по сравнению с наивысшим уровнем - 1938 года. В стране ощущался дефицит самосвалов, лесовозов, автобусов, крупнотоннажных грузовиков, такси. Для развития их производства требовалось более совершенное оснащение заводов, нежели американские технологии конца двадцатых годов. Это было предусмотрено постановлением. Его выполнение требовало гигантских затрат, которые, вопреки бытующему мнению, лишь в малой степени компенсировались вывозом оборудования с демонтированных предприятий Германии. Более того, намечалось в очень сжатые сроки освоить на четырех заводах (ГАЗ, ЗИС, МЗМА, ЯАЗ) полностью новые модели, не имевшие ни одной общей детали с довоенными. Тогда пошли проверенным путем: конструкцию некоторых машин ("Москвич-400", ЯАЗ200) и отдельных узлов (ГАЗ-51, ГАЗ-69, ГАЗ20) заимствовали у зарубежных аналогов. Выдержать жесткий график освоения новых машин все же не удалось, хотя к моменту подписания документа опытные образЗа разработку грузовика ГАЗ-51 (первые машины выпущены в январе 1946 года) группа инженеров ГАЗа была удостоена Государственной премии: главный конструктор А. А. Липгарт (крайний справа), а также (справа налево) А. М. Кригер, Л. В. Косткин, В. И. Борисов, А. Д. Просвирнин. Выпуск "побед" начали 6 июня 1946 года. Сборку тысячной машины отметили как большой праздник. Параллельно с ГАЗ-20 завод выпускал до 1948 года и ГАЗ-11-73 - "эмку" с шестицилиндровым мотором."Москвич-400", который выпускали с января 1947 года, - по сути, русифицированный "Опель-Кадет-К38".,й:{£лУ^/ШШЩ£ШШ^Ш^:r"f •©*;.' 'Для высшего руководства страны с 1946 года изготовляли лимузины ЗИС-110, шасси которых по конструкции повторяло "Паккард-180", а кузов - "Бюик-Лимитед". Дольше других изготовлял довоенную модель трехтонку У рал ЗИС - до 1955 года. Ее модернизированный вариант УралЗИС-355М удержался на конвейере до октября 1965 года. Газогенераторную модификацию УралЗИС-21 А (на снимке) делали с 1946 года.ЗА РУЛЕМ 11/96 ГАЗ-67Б, освоенный в годы войны, жил на конвейере до октября 1953 года, подвергаясь усовершенствованиям. На снимке - машина со штампованной облицовкой радиатора вместо прежней, паяной.цы большинства из них были изготовлены и даже испытаны. Не углубляясь в причины отставания (как объективные, так и субъективные), приводим сроки, записанные в постановлении и реально достигнутые - см. таблицу. Вскоре был принят послевоенный пятилетний план (1946-1950 гг.), который ставил задачу - выйти в 1950 году на уровень выпуска 500 тысяч автомобилей в год. Для этого намечалось наряду с реконструкцией четырех заводов, о которых шла речь, расширить УралЗИС, УАЗ и построить четыре новых: в Минске, Кутаиси, Днепропетровске (ДАЗ) и Новосибирске (НАЗ). Первые автомобили сошли с конвейера МАЗа в конце 1947 года, а в Кутаиси - в октябре 1951 года. Заводы ДАЗ и НАЗ, будучи еще незавершенными, были переданы оборонным отраслям промышленности. Оценивая работу автопрома в тот период, нельзя сбрасывать со счетов, что одновременно развивалось производство новых образцов военной техники. В частности, предприятия отрасли освоили выпуск колесных бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152 (с 1950 года), самоходных пушек АСУ-57 (с 1951), плавающих автомобилей БАВ(с 1950 года). В эти трудные годы удалось не только создать прогрессивные образцы автомобильной техники, но и внедрить более современные технологические процессы, хотя воцарившаяся атмосфера холодной войны усложняла дело: западные страны отказывали СССР в поставках новейших станков, тонкого стальногоПолуторку ГАЗ-ММ выпускали в Горьком, где сделан снимок, параллельно с ГАЗ-51 до 1949 года. Затем производство передали на Ульяновский автомобильный завод, который делал ее до 1950 года. листа. Однако работа конструкторов, технологов, организаторов производства над созданием новых моделей - ГАЗ-20, ГАЗ-51, ЗИС-110, ЗИС-150, ЗИС-154, ЗИС-485, ЯАЗ-200 и скорейшим их освоением оказалась весьма плодотворной. В. Борисов, Г. Веденяпин, В. Грачев, И. Гусев, Л. Гусев, А. Зигель, Л. Косткин, А. Кригер, А. Липгарт, А. Лифшиц, Г. Михайлов, Н. Мозохин, П. Музюкин, В. Осепчугов, А. Островцов, А. Просвирнин, А. Скерджиев, Н. Строкин, Г. Феста, Б. Фиттерман, Н. Ханин, Г. Хламов, М. Цепкин, Н. Юшманов были удостоены Сталинских премий (впоследствии их стали называть Государственными). Росли и масштабы производства, хотя и медленнее, чем было намечено: в 1950 году советское автомобилестроение выпустило 363 тысячи автомобилей - на 27,4% ниже запланированного уровня. А полумиллионный рубеж, на который ориентировал отрасль послевоенный пятилетний план, удалось взять лишь в 1958 году, когда было изготовлено 511 тысяч машин. Тем не менее отечественное автомобилестроение уже в 1949 году вышло на второе (после США) место по выпуску грузовиков и седьмое (после США, Англии, Канады, Франции, ФРГ и Италии) - по производству легковых машин. Восстановление и развитие массово-поточного производства шло энергичными темпами: в апреле 1948 года ГАЗ первым среди заводов страны собрал миллионную машину, а довоенный уровень выпуска удалось перекрыть уже в 1949 году. Что касается самих моделей, освоенных за послевоенное пятилетие, они заложили основу и структуру автомобильного парка СССР на следующие десять-двадцать лет. Лев ШУГУРОВ Фото из архива автора Полноприводный грузовик ГАЗ-63 был унифицирован с ГАЗ-51. Выпуск начат в сентябре 1948 года. На снимке - машина с деревянно-металлической кабиной на госиспытаниях в 1947 году. Опытный образец ЗИС-151 испытывался в 1947 году с односкатными задними колесами - ведь он вырос из ГАЗ-33, трехосной разновидности ГАЗ-63, поэтому ведущие мосты были одинаковы по конструкции с ГАЗ-63.Грузовик ЗИС-253 намечали делать в Новосибирске, но эти планы так и не реализовались. Машина имела трехцилиндровый дизель, унифицированный с ЯАЗ-204. Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 (начало производства - август 1947 года) был копией семитонки "Дженерал моторе", а его дизель ЯАЗ-204 повторял конструкцию мотора "Джи-эм-си-4-71".МодельНачало выпуска заданное срактическое июнь 1946 январь 1946 октябрь 1948 октябрь 1947 январь 1947 август 1947"Победа" ГАЗ-20 ГАЗ-51 ГАЗ-63 ЗИС-150 "Москвич-400" ЯАЗ-200июнь 1946 декабрь 1945 август 1946 май 1946 октябрь 1946 октябрь 1946