НАРУШИЛ НАКАЗЫВАЙТЕ, НО ПО ЗАКОНУ!Что говорить: в обыденной жизни о Конституции мы вспоминаем не часто. И когда, к примеру, инспектор ГАИ наказывает водителя за нарушение, тот далеко не всегда задумывается, насколько конституционна (проще говоря, законна) кара, которой он подвергнут - пусть даже во имя общественных интересов. Практика, увы, показывает, что в административном усердии власть предержащие нередко отступают от норм законности. Мы имеем в виду знакомые всем и кажущиеся неизбежными "мелочи" вроде "переэкзаменовки", снятия номерных знаков, различных поборов. Оценить их с правовой точки зрения и указать на источник конфликтов, связанных с этими мерами, редакция попросила известного юриста Леонида ОЛЬШАНСКОГО.от 23 марта 1993 года. В нем говорится: водитель направляется на пересдачу в случае утери "временного разрешения" ( к арточки , где начисляются штрафные баллы) или обнаружения в нем подчисток и исправлений. Помимо приказа, существует ряд ведомственных инструкций, поэтому на переэкзаменовку направляют и при утере водительского удостоверения, и после окончания срока лишения "прав". Грубо нарушается записанный в Конституции важнейший принцип: за одно и то же деяние дважды не наказывают. Именно Конституция дает нам критерий оценки любого документа . Есть вКодексах санкции - ГАИ действует по Закону, нет - решения вне Закона и не подлежат исполнению! Например, КоАП РСФСР за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (ст. 117) предусматривает лишение права управления на один год. Никаких дополнительных санкций в Кодексе нет. Поэтому уважающий Закон начальник ГАИ должен спустя год просто возвратить водителю его удостоверение. Было бы смешно, если при утере военного билета направляли на изучение воинских уставов, а у потерявшего паспорт проверяли знание паспортного режима.ттш тшшршш зшкм...В Положении о ГАИ РФ есть пункт 8, который разрешает сотрудникам ГАИ "запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил, нормативов и стандартов, а равно, если транспортные средства не прошли государственный технический осмотр, либо не имеют номерного знака , либо имеют скрытые , поддельные или измененные каким-либо иным способом номера узлов, агрегатов или номерные знаки..." Положение о ГАИ принято в 1992-м, а Конституция - в 1993 году. Возникает вопрос, приведено ли Положение в соответствие с Основным законом госудаотржщря дечь змтмНачну, быть может , несколько возвышенно: издавая законы или применяя их на практике, никто не вправе забывать, что Конституция России объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. В статье 55 (ч. 3) з аписано : "...любое ограничение прав граждан возможно только на основании федерального закона". К ним относятся всем известные Кодексы: гражданский (ГК), уголовный (УК), уголовно-процессуальный и, конечно, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Но наряду с ними действуют приказы министров, распоряжения губернаторов, мэров, префектов, кото98 ЗА РУЛЕМ 11/96рые - об этом говорилось не раз - не всегда соответствуют законам нашего государства. Нас будет интересовать, что делать водителю (владельцу машины), если Закон предусматривает одно наказание, а распоряжение, скажем, главы администрации города - другое? Рассмотрим это на типичных примерах.дарства? Давайте посмотрим, что гласит Федеральный закон и есть ли в нем что-нибудь из пункта 8 Положения о ГАИ. Согласно ч. 1 ст. 114 КоАП РСФСР (кстати, тоже принятого после Положения о ГАИ), за управление транспортными средствами, не прошедшими технический осмотр, или имеющими неисправности, езда с которыми запрещается, наказывают предупреждением или штрафом от 0,1 до 0,2 минимального размера оплаты труда. Часть 3 этой же статьи : "Управление водителями зарегистрированными транспортными средствами без государственных номерных знаков , а равно с подложными номерными знаками влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда". Обратите внимание: максимальное наказание - штраф. В Кодексе не говорится о снятии номерных знаков. Важно и другое: любой штраф провинившийся должен уплатить в течение 15 суток. Этот срок назван не случайно: первые десять дней даются на обжалование Постановления о наложении административного взыскания. Подача же любой жалобы приостанавливает исполнение приговора в уголовном деле, решения - в гражданском, постановления - в административном. Но в жизни - номерные знаки снимают мгновенно. Тем самым нарушаются конституционные права граждан на защиту и обжалование. Вдобавок машину без номерных знаковзадержат на первом же посту и, опираясь на ст. 245 КоАП РСФСР, водворят на платную охраняемую стоянку. Оттуда владелец будет ее "выкупать" у коммерсантов, поскольку стоянки распоряжением местной администрации отданы частным организациям. Они же устанавливают плату.к та тш ©кшвшо»Недавнее новшество местных властей - введение экологического сертификата транспортного средства. Скажем, в Москве 18 июня 1996 года приняли постановление, согласно которому, машины, принадлежащие юридическим лицам,Больше всего водители страдают от принудительного направления на сдачу экзаменов по Правилам дорожного движения и вождению. Переэкзаменовка упоминается в подзаконном акте - Приказе министра внутренних дел РФ № 130