125
нить шланг вакуума, идущий к усилителю тормозов. Владелец "Фольксвагена" выполняет последнюю подготовительную операцию - снимает шланги подвода теплого воздуха от "печки". Мы с завистью смотрим, как он демонстративно-медленно достает сигарету и устраивается поудобней. Нам тоже остается немного - д е ­ монтировать стартер "Форда" и отсоединить от коллектора выпускную трубу. Последнее завершается тем, что обламывается шпилька коллектора, вызывая в свой адрес много теплых слов. Теперь залезаем под двигатель и снимаем крышку картера сцепления (очень похожа на "волговскую"). Вот иш мы готовы к решающему сражению. Подставляем под коробку передач "Форда" чурочку и начинаем вывертывать болты картера сцепления и подвески двигателя. На позиции выдвигается подмога: двое дюжих приятелей с трехметровой трубой - мы привязываем к ней двигатель. Владелец "Буса" тем временем поддомкратил двигатель и открутил четыре болта "коромысла" (подвески двигателя к подушкам), а также болт коробки передач. Дальше он отвинчивает четыре гайки крепления двигателя к картеру сцепления и все - осталось немного опустить домкрат и, покачивая двигатель, снять его и положить на землю. Все это он делает один. Мы же вчетвером выполняем, как говорят штангисты, жим, стремясь поднять мотор выше уровня передней панели. Кто-то, горячась, шумит, чтоде переднюю панель тоже стоило демонтировать, забывая о необходимой в этом случае возне с фарами, замком капота и т. п. А все дело, оказывается, в том, что левая лапа двигателя не снимается с подушки. Что же, отсоединяем саму лапу от блока цилиндров. Теперь подъем идет веселее, а наш друг-соперник помогает повернуть двигатель поперек моторного отсека иначе в проем капота он не выйдет. Пока мы отдыхаем от тяжелоатлетических упражнений, владелец "Фольксвагена" заменяет выжимной подшипник, стыкует силовой агрегат и точно так же, домкратом, поднимает его на место. Ему пришлось иметь дело всего с дюжиной гаек и болтов ведь стартер на "Бусе" крепится кко ­ робке передач, а глушитель был снят вместе с двигателем, да ис радиатором не пришлось возиться. Однако у "Форда" есть одно неоспоримое преимущество - простой по конструкции рядный двигатель отремонтируют в любой мастерской, а цена его не превышает пятисот долларов (не нового, естественно). Для "Фольксвагена" все наоборот - р е ­ монт "оппозита" сложен и не везде за него возьмутся; соответственно, придется выложить тысячу-полторы за работоспособный агрегат.ШОИМИШоимишламиПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА "CAR MECHANICS"КАК УСТАНАВЛИВАТЬ САЛЬНИККогда масло из коробки передач потекло ручьем, владелец "Ровера216" решился, наконец, заменить негодный сальник одного из приводных валов. Не без удивления обнаружил он, что ездит с японской коробкой (фирмы "Хонда"). Это "открытие" п о ­ могло не совершить ошибку и приобрести именно оригинальный сальник. Однако после того, как вал был снят и старый сальник извлечен, перед хо ­ зяином машины встал вопрос, как за ­ прессовать новый: заподлицо с картером коробки или на максимально возможную глубину? Казалось бы, новый сальник должен занять место старого, иными словами, надо запом ­ нить, как установлен прежний сальник - и все. К сожалению, владелец об этом не побеспокоился ивы ­ бросил изношенную деталь. А напрасно ее вполне можно было бы использовать в качестве оп ­ равки. Перед сборПримерная схекой узла следовало ма установки бы предварительно сальника. осмотреть поверх ­ ность вала, по которой скользит рабочая кромка сальника. Если на этой поверхности видны следы износа, его можно слегка (не больше чем на 1-2 мм) утопить в отверстие коробки, чтобы кромка "работала" по неизношенной части вала. клапанного механизма вряд ли потребует высокой квалификации мастера, с чем бы ни был связан дефект. Ведь стучать могут изношенные толкатели, рокеры или их ось, погнутые штанги толкателей. Замена этих деталей не представляет сложности, важно лишь не ошибиться в подборе новых. Кроме того, стук может быть вызван поломкой одной из клапанных пружин. Простейшую диагностику нетрудно провести таким образом: снять крышку клапанного механизма и пустить двигатель, задав ему минимально возможные обороты, чтобы не запить все кругом горячим маслом. Теперь осталось лишь по очереди нажимать на каждый рокер и прислушиваться, исчез ли стук или изменился его характер. Но если диагностика выявит по ­ гнутый стержень одного из клапанов, тут уж снятия головки блока избежать не удастся. Впрочем, конкретная ремонтная операция ив сервисе обойдется дешевле, чем просьба "сделать, чтобы не стучало".КАК МАСЛО ВЛИЯЕТ НА... СКОРОСТЬДвигатель "Ровера-820Г' перестал развивать обороты. Вернее, развивает до 3000, а дальше никак, сколько ни дави на газ. И хотя пожилой водитель не особенно "газовал" на своем весьма представительном лимузине, вскоре даже ему стало очевидно: с мотором что-то не так. Визит на сервис не принес утешения, хотя механики добросовестно поработали с системами зажигания ипи ­ тания двигателя. Все оказалось в порядке - свечи и свечные провода, крышка распределителя зажигания, топливный и воздушный фильтры, электробензонасос и форсунки. Однако таинственный "ограничитель оборотов" так и не был найден. И лишь случайность помогла установить причину: водитель заливал в двигатель слишком густое масло 20W/50 вместо положенного по инструкции к машине 10W/40, а кроме того, не спешил с заменой масляного фильтра. Неотфильтрованные отложения и грязь постепенно забили гидравлические толкатели клапанов. В результате с повышением давления масла в системе смазки (на высоких оборотах) клапаны переставали закрываться и двигатель терял мощность. ЗА РЛМ1 / 6 125 УЕ 19ПРОСТЕЙШАЯ ДИАГНОСТИКАУ "Пежо-309 1.3" начал слегка постукивать двигатель. Похоже было, что тепловые зазоры в клапанном механизме чересчур велики - однако они были в норме. Хозяин машины, не искушенный в ремонте, поостерегся что-либо делать своими руками и отогнал машину к механикам. Они тут же составили внушительный список работ, который венчала весьма круглая сумма стоимости ремонта. Ошарашенный владелец отказался от предложенных услуг и волей-неволей задумался о приобретении специальности автомеханика. А между тем устранение стука