Грязи не боятся: 10 легендарных внедорожников СССР

Машины для покорения бездорожья делали во всех размерностях – от мала до велика. У каждого из этих автомобилей были свои достоинства, недостатки... И горячие поклонники, утверждающие, что именно их любимец самый-самый.

УАЗ-469

Автомобиль, выпуск которого начали в 1972-м, по проходимости не уступал своему предшественнику ГАЗ-69. А, пожалуй, даже превосходил его.

Хотя бы потому, что 469-й имел 72-сильный мотор (в полтора раза мощнее, чем у 69-го) и четырехступенчатую (вместо трехступенчатой) коробку передач. Как и предшественника, УАЗ-469 комплектовали двухступенчатой раздаткой с понижающей передачей 1,99.

Дорожный просвет стандартного УАЗ-469Б составлял 220 мм. А у версии 469, предназначенной, в основном, для армии и оснащенной колесными редукторами, и вовсе 300 мм.

Блокировок дифференциалов автомобиль не имел. Но на заводе утверждали, что 469-му они и не нужны. Если уж УАЗ застрял, то вытащить его может лишь гусеничная машина. Это, пожалуй, преувеличение, но не такое уж большое.

УАЗ-469.

ВАЗ-2121 Нива

Споры о том, что круче на целине — УАЗ или Нива, идут не один десяток лет и будут продолжаться. Кто-то любит говорить о раме УАЗа. Но ведь она как таковая не делает проходимость ни хуже, ни лучше. Прочность конструкции – другая история.

Дорожный просвет у Нивы такой же, как стандартного УАЗ-469, – 220 мм.

Есть понижающая передача (2,123) и даже блокировка межосевого дифференциала.

Там, где УАЗ преодолевал бездорожье ползком, в натяг, более легкая и короткая 80-сильная Нива проезжала ходом. Что стало понятно еще на сравнительных испытаниях опытной Нивы и уже тогда серийного УАЗ-469.

ВАЗ-2121 Нива.

ЛуАЗ-969

Маленький и не слишком сильный (с двигателем Запорожца всего-то в 40 л.с.) автомобиль отличался вполне приличной, а по мнению поклонников модели, прекрасной проходимостью.

Особенность ЛуАЗа с колесными редукторами и огромным дорожным просветом в 290 мм – подключаемый задний привод и блокировка заднего дифференциала.

Понижающей передачи у автомобиля нет, зато первая – внедорожная с передаточным отношением 7,185. Легкий автомобиль берет бездорожье скоростью, хотя не сильно груженым на первой передаче способен ползти и в натяг.

У ЛуАЗа-969 немало поклонников, которые ценят именно проходимость и прощают машине весомые недостатки: скверные комфорт и динамику, а также ненадежность.

ЛуАЗ-969.

УАЗ-450

Знаменитая и долгоиграющая «буханка», стоящая в производстве с 1958 года, обладает практически теми же внедорожными возможностями, что и УАЗ-469.

Двигатель и трансмиссия у них одинаковые. Как, впрочем, и база (2300 мм) и дорожный просвет (220 мм).

Снаряженная масса фургона – 1510 кг. Почти на 150 кг меньше, чем у УАЗ-469. Правда, микроавтобус тяжелее — целых 1870 кг.

Серийной «буханки» с колесными редукторами и, соответственно, дорожным просветом 300 мм не было. Хотя опытные образцы сделали в конце 1980-х.

УАЗ-450.

ГАЗ-66

Горьковский грузовик всегда считали одним из эталонов проходимости. Машина с короткими базой и свесами была лишена главного недостатка предшественника ГАЗ-63 – узкой базы и, как следствие, неустойчивости на косогорах.

ГАЗ-66 имел мощный – 115-сильный (позднее и 120-сильный) двигатель V8 рабочим объемом 4,25 л. Понижающая передача – 1,982. Дорожный просвет составлял 315 мм, а преодолеваемый брод – 0,8 м.

ГАЗ-66 в разных модификациях и несколько раз модернизируя, выпускали с 1964 по 1999 гг. Более поздние полноприводные грузовики все лучшее взяли именно от 66-го.

ГАЗ-66.

ЗИЛ-157

Еще один легендарный, эталонный грузовик высокой проходимости делали с 1958 года более трех десятилетий. В Миассе на Урале автомобили собирали и вовсе вплоть до 1991 года.

Никаких блокировок у ЗИЛ-157 не было. Только полный привод с подключаемым передним мостом и понижающей передачей 2,27. Всего этого, да еще и с системой регулировки давления в шинах, машине с дорожным просветом 310 мм, действительно, хватает для преодоления очень серьезного бездорожья.

Продолжение – на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в