230
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВДОБРУ МОЛОДЦУ – УРОКЮрий Михайлов из Московской области за ответ на задачу № 44 «Всегда готов!» (ЗР, 2011, № 8) получает от фирмы Mystery Electronics навигатор  MNS-520MP c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP от компании Philips Semiconductors.складывается вниз, а не вверх, как у большинства домкратов-стоек? Вверх вроде бы логичней – не понадобились бы снизу кузова трубки, в которые надо вставлять этот самый стержень. Они ведь требуют внимания, защиты, так как забиваются грязью, зарастают льдом, ржавеют. Для полноты картины стоит вспомнить типичную ошибку некоторых владельцев: если стержень домкрата входит в трубку неглубоко, а очистить ее лень (зимой – в особенности), то с этим мирятся. А зря: может сломаться и то и другое. Впрочем, пока трубка в эксплуатации постепенно сминается или ее ест ржа, эти процессы не сопровождаются шумом. Значит, в нашей задаче речь не о них. Правда, победитель напомнил о возможности других поломок. Например: «Не выдержал шарнир упора, и его ось либо сломалась, либо выгрызла свою расклепку и вылетела». Но эти беды разовые. А чтобы не ждать, когда машина неожиданно свалится, чаще осматривайте механизм. Бывают такие неполадки, обнаружив которые сразу поймешь, как полезна для здоровья внимательность!ЗАДАЧА № 47ПРИЗ!Что же может угрожающе шуметь в домкрате при подъеме машины? Некоторые вспомнили о двух конических шестернях привода. Но эта угловая передача предназначена лишь для вращения длинного винта, по которому ходит гайка подъемного узла. В это время ее выступ скользит по вертикальной прорези в стойке. А нагрузка на зубья шестерен невелика. Победитель заметил: «Даже если зубья стереть целиком, винт на это никак не отреагирует». Действительно, если гайка давит на винт силой, направленной только вдоль его оси, происходит самоторможение пары. Винт, даже смазанный, сам собой не крутится! Если шестерни вдруг развалятся или сломается рукоятка домкрата, он перестанет работать как механизм, – но машина останется в поднятом положении! По-настоящему же опасен сильный износ резьбы, в первую очередь на гайке. Не судите о состоянии пары по внешнему виду резьбы винта – она может выглядеть еще вполне рабочей, а внутрь гайки, не разобрав домкрат, не заглянешь. Первый признак беды – ставшее очень тугим вращение винта под нагрузкой и скрежещущий звук. Остатки витков при вращении винта заклиниваются и еще быстрее выгрызают металл. Один из читателей так и написал: «Опытная рука отлично чувствует, как задирается металл резьбы». Перед окончательным крахом гайка, щелкая, иногда перескакивает на несколько витков... Цитируем победителя: «Остается предположить, что гайка износилась и при подъеме автомобиля шла не по резьбе… со скрипом и скрежетом. И в конце концов домкрат не выдержал». Ну что же, нам остается сделать важное обобщение: пара винт-гайка – это ахиллесова пята всех винтовых домкратов любой конструкции, ни в одном резьба скрипеть не должна! Если вращение, несмотря на смазку, очень тугое, значит, металл резьбы уже «течет» и до срыва один шаг. Благодарим за активность всех участников конкурса. Юрия Михайлова поздравляем с победой!Сама по себе задача № 44 вроде бы несложна, но есть в ней то, что полезно знать каждому автомобилисту. Напомним фабулу: старый, но крепкий домкрат-стойка от ВАЗ-2107 стал предупреждать хозяина о близости поломки – и все громче! Сознавая, чем это грозит, тот при очередном подъеме машины подкладывал под порог старые колеса. Когда домкрат все же сломался, предосторожность оказалась нелишней. На каком же «языке» механика предупредила хозяина? Помня известную пословицу, опытный водитель скажет: «Не играй с огнем, а с домкратом не шути». Чем опасна его поломка, мы рассказывали не раз, благо эта наука выстраивалась с момента появления автомобиля. Бывалые знают, как нужно с домкратом обращаться и как не нужно, – но кто-то считает, что ни к чему постигать эти премудрости, проще обратиться в сервис или просто нанять человека, который все сделает! Но как будешь выкручиваться, если машина подведет вдали от сервиса? Даже домкрат не вечен под луной. Слабые места в него закладывает не только инженер, придумавший конструкцию, но и рабочий, воплотивший ее в железе. О том, какие сюрпризы преподносят вполне надежные с виду домкраты, говорилось не раз. Вернемся же к той самой жигулевской «стойке». У нее свои плюсы и минусы, на которых подробно остановился победитель. Так, круглая пята жестко сварена со стойкой – неудачное решение. Тут нужен шарнир, ведь при подъеме автомобиля стойка меняет наклон и ее пята, опираясь на твердую поверхность краем, деформируется, а то и отрывается. Но упадет ли при этом автомобиль? Стойка начнет углубляться в почву или мягкий асфальт, машина плавно опустится – и только. Немало спорят читатели с конструктором, который когда-то разработал подъемную часть домкрата с откидывающимся стержнем-упором. Последний закреплен шарнирно, что вроде бы правильно (примерно такой же шарнир стоило сделать и внизу, у пятки!). Но почему стерженьТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКАПристал ко мне Васильич с такой шуткой: «Положим, судьба планеты зависит от того, хватит ли тебе бензина еще на несколько километров. Что ты для этого сделал бы?». Ответил ему: «Накачаю шины потуже, изгоню пассажиров, выкину все лишнее, отключу генератор, кондей, вентиляцию, закрою окна. Да еще заклею скотчем все щели и дождусь попутного ветра. Скорость – самая малая на высшей передаче». «И только? – улыбнулся Васильич. – Подумай, есть еще резервы!» А вы что скажете, друзья? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Ответ – в февральском номере 2012 года.230 За рулем 11/2011