104
105
АЭРОДИНАМИКА ПРИЦЕПОВ АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТИзбежать увеличения расхода топлива при езде с прицепом невозможно, однако минимизировать потери нам вполне по силам, считает Сергей Мишин.ЗОНА ТУРБУЛЕНТНОСТИля начала выясним, каков аппетит нашего «локомотива». «Лада-Приора» на хорошем горизонтальном шоссе при скорости 60 км/ч довольствуется 4,7 л бензина. При 90 км/ч ей нужно на 0,6 л больше. (Кстати, это ли не весомый аргумент в пользу неспешного движения?!) Теперь, когда контрольная точка определена, посмотрим, какое приращение «аргументу» даст новая «функция» – прицеп. (Разумеется, закрывать фонари и номерной знак борт не должен.) Замеры подтверждают: аппетит автопоезда без заднего борта даже скромней, чем с низким тентом! Впрочем, на открытие мы не претендуем – расход топлива пропорционален затрачиваемой на движение мощности, то есть аэродинамическому сопротивлению, умноженному на скорость. Чем длинней (например, с ростом скорости) шлейф возмущенного воздуха позади автопоезда, тем больше потери. Но эти возмущения зависят и от размеров «возмутителей» – в данном варианте немало добавляет задний борт. Без него воздух стекает с пола прицепа с меньшими завихрениями.ДВЫСОКИЙ ТЕНТНИЗКИЙ ТЕНТРасход против нетентованного варианта снижается почти на пол-литра в любых режимах. Все логично: воздух, попадая в неприкрытый прицеп, дополнительно «упирается» в его заднюю стенку, а позади нее вихри становятся интенсивней. Общий вихревой след за кормой автопоезда пожирает больше энергии – и активней его тормозит. Отсюда первый вывод: езда с голыми бортами, даже если прицеп не загружен, нерациональна. Однако в этом случае есть скрытый резерв экономии: уж если прицеп пуст, то задний его борт можно снять и закрепить на полу либо подвязать в открытом положении параллельно дороге.С ним расход топлива возрастает более чем на 2 л. Напомним, что тягачом в нашем эксперименте выступала «Приора»-хэтчбек – машина с неплохими аэродинамическими качествами. Будь на ее месте большой вседорожник, наш прицеп оказался бы целиком в его аэродинамической тени – в «воздушном мешке» – и размеры тента мало повлияли бы на общий расход.В классическом варианте, без тента, пустой прицеп при скорости 60 км/ч добавляет к расходу «Приоры» один литр на сотню, а при 90 км/ч – полтора. Это будет второй точкой, на которую ориентируемся при оценке потребления топлива нашим автопоездом с разными тентами на прицепе. При движении даже с пустым прицепом полезно установить на него низкий тент или снять задний борт – сэкономите 0,5–1 л топлива на 100 км.104 За рулем 11/2011 ВЫСОКИЙ ТЕНТ С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ СКОСОМЕсли перевозимый груз не занимает все пространство под тентом, наиболее выгоден аэродинамический тент. Верхняя часть его наклонена к переднему борту. Замеры показывают: скошенный верх позволяет сэкономить до трети литра. Эффект тем заметней, чем больше скорость. До 60 км/ч толку от скоса совсем нет. Правда, при смещении груза назад ухудшается устойчивость автопоезда. Но стойки тента расположены симметрично – ничто не мешает развернуть тент скосом назад и расположить центр тяжести груза ближе к переднему борту. Ну а как это отразится на расходе топлива? Оказалось, никак! Экономичность нисколько не хуже, чем при «фирменном» положении тента. Опять вспоминаем законы аэродинамики – полученные результаты им не противоречат. Если скосом вперед прицеп частично подныривал под вихри тягача, то за огромным задним срезом генерировал собственные, куда более мощные. А скос, направленный назад, несколько сглаживал возмущенный автопоездом воздух. Итак, на принятых нами скоростях оба положения тента с точки зрения расхода бензина равнозначны.РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИЕсли прицеп укомплектован аэродинамиче­ ским тентом, имейте в виду, что его можно устанавливать задом наперед – хуже не будет. А при буксировке автомобилем с кузовом универсал скос назад даже пред­ почтительней.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ60 км/ч, IV передача 90 км/ч, IV передача 90 км/ч, V передача1. Одиночный автомобиль 2. С прицепом без тента Увеличение к состоянию 1 3. С прицепом под низким тентом Экономия к состоянию 2 4. С прицепом без тента и борта Экономия к состоянию 2 5. С прицепом под высоким тентом Увеличение к состоянию 1 6. С прицепом под аэродинами­ ческим тентом Экономия к состоянию 5 7. С прицепом под аэродинами­ ческим тентом «наоборот» Экономия к состоянию  54,7 5,7 1,0 5,3 0,4 5,1 0,6 5,9 1,2 5,8 0,1 5,8 0,15,8 7,3 1,5 6,7 0,6 6,3 1,0 8,0 2,2 7,7 0,3 7,6– 7,7 0,3– 0,45,3 6,8 1,5 6,4 0,4 6,1 0,7 7,7 2,4 7,4 0,3 7,3 0,4На правах рекламы