210
211
ТЕХНИКА | ОЛДТАЙМЕР-ГАЛЕРЕЯЭТО МЫ МОЖЕМ?XVIII Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина вновь порадовала любителей ретро интересными, а главное – необычными и редкими машинами. Впечатлениями делится Сергей Канунников.Телевизионную передачу «Это вы можете» из времен СССР многие еще помнят. Там показывали технические поделки народных умельцев, в основном автомобили. Люди самых разныхвозрастов и профессий строили их в гаражах, сараях, а иногда и в квартирах. В стране, разумеется, самодельщиков было гораздо больше, нежели попадало на голубой экран. К творчеству их толкал дефицит автомобилейи одновременно высокая для многих цена, а также желание получить такую машину, каких отечественная промышленность просто не выпускала. Вот и строили под себя минивэны, спортивные купе, кабриолеты и даже амфибии.   В 1983-м «Панголина» А. Кулыгина из Ухты произвела фурор. Футуристический дизайн, регулируемый дорожный просвет, автоматически поднимаемые крыша и боковины кузова. В 2000-м машина поменяла хозяина и дошла до наших дней уже переделанной.   Кабриолет «Старт» (слева) сотрудники ЛиАЗа в 1964-м построили в двух экземплярах. Мотоциклетный мотор К-750, элементы шасси мотоколяски С-3А. В том же году родился «Труд», явно потребовавший от своего создателя А. Кучеренко немало труда: стальной кузов, оригинальный 3-цилиндровый двигатель. Машина и сегодня в прекрасном состоянии.  Амфибию «Катан» Юрий Чумичев построил в 1966-м. По сути, это катер с корпусом из фанеры с водостойкой пропиткой и съемным колесным шасси. Двигатель от «Явы-350», коробка передач четырехступенчатая.   «Звездочку» 1972 года создавали с использованием кузовных деталей санитарной «Шкоды-1202». Потому-то машина с оппозитником от «Урала» и ходовой от мотоколяски С-3Д на нее немного похожа.210 За рулем 11/2011   Умопомрачительный вездеход ГМВ-2 оренбуржцы отец и сын Гундрины закончили в 1990-м. Кабина – от самолета Ил-26У, двигатель позаимствован у ГАЗ-21. Машина может передвигаться на гусеницах или колесах, укреп­ ленных на гидравлических стойках. Спереди можно поставить и лыжи. Представьте, по габаритам и светотехнике она вполне пригодна и для езды по обычным дорогам.  Советские люди тоже хотели ездить на спорткупе – и делали их сами. В 1970-м появился двухдверный «Меркурий», а позднее – его близнец «Протон». Последний – с тяговым электродвигателем и двумя аккумуляторами от тяжелой техники.   Один из первых в СССР минивэнов построил в 1978 году московский рабочий Николай Давыдов. Он назвал свой трансформер «Дружба». Порой друзья по интересам делали небольшие, в несколько штук, партии однотипных самодельных машин. Кто бы мог подумать, что мно­ гие самоделки сохранились до наших времен! На выставке я насчитал около полусотни. Состояние большинства плачевное, и тем не менее именно эта экспозиция – центр, гвоздь нынешней выставки. Хожу меж рядами самоделок и не перестаю удивляться: сколько же сил, труда, времени вложили в эти машины – симпатичные и страш­ ненькие, малюсенькие и вполне солидные – их авторы! В наш сует­ ный, пресыщенный разнообразием и зараженный вирусом новизны век эту экспозицию впору назвать «Это мы не можем». Впрочем, желание хранить и реставрировать автомобили у неко­ торых уже появилось. Хотелось бы, чтобы и эти, подчас смешные и наив­ ные, но по-своему ценные документы навсегда утраченного времени сохрани­ лись. Интересно – а это мы сможем?На правах рекламы