180
181
182
ЗР ЛАМПЫ Н7 КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОНПроверку надежности (или безнадежности?) популярных автомобильных ламп Н7 организовали Алексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.оменклатура запчастей и расходников, которые обладатель автомобиля приобретает самостоятельно, неуклонно сокращается: даже бензин на заправках заливает специально обученный человек. И лишь немногие позиции на прилавках уверенно держат оборону. Типичный пример – автомобильные лампы. Казалось бы, жизнь у лампочек не такая уж тяжелая по сравнению, скажем, со свечами зажигания. Однако фары неожиданно гаснут куда чаще, чем хотелось бы. При этом подавляющее большинство изготовителей лампочек не указывает их ресурс, предпочитая неопределенные «+ 50%» или нескромные «в три раза». Кстати, чем сильнее заявленный световой поток, тем ниже ресурс лампочки, но об этом тоже не принято распространяться. Неофициальная информация, полученная у одного из крупнейших лампочных дел производителя, говорит,КОНЕЦ СВЕТАчто обычная лампа должна светить примерно 500 часов, а разного рода «улучшенные» – в два-три раза меньше. А на деле? Короче говоря, мы решили провести свои испытания на надежность.КАК ПРИБЛИЗИТЬ БЛЭКАУТ?Гонять лампочки по 500 часов редактор не имеет ни возможности, ни желания. Зато ему не возбраняется вспомнить азы электротехники,180 За рулем 11/2011 согласно которым повышение напряжения питания электро­ лампы крайне негативно отража­ ется на ее ресурсе. Зависимость очень крутая: в минус четырна­ дцатой степени! К примеру, при­ ращение напряжения питания всего на 10% аукается почти четы­ рехкратным снижением ресурса. (Кстати, а не проверить ли напря­ жение в бортсети, если надоело менять лампочки?) Второй злобный враг лам­ почки – вибрация. На ухабах фары гаснут куда чаще, чем при езде по ровному асфальту (фор­ мулу, связывающую глубину колдобины с ресурсом лампы, мы, к сожалению, не припомнили). Чтобы учесть оба фактора, соору­ дили испытательный стенд с мощ­ ным регулируемым источником питания и не менее мощнымвибратором – эдаким большим аналогом виброзвонка от сото­ вого телефона. В таком перена­ пряженном режиме ускоренные испытания должны были занять всего несколько суток. Оставалось воткнуть в гнезда стенда дюжину новень­ ких лампочек Н7. Отметим, что мы старались приобретать как обычные лампы, так и «улучшен­ ные» той же фирмы. Таких пар набралось четыре, компанию им составили еще четыре одиночки. Что же, включаем свет…ДА БУДЕТ СВЕТВключить свет, между прочим, очень тяжело… Двенадцать лам­ почек кушают примерно 60 А, провода плавятся, и все это хозяй­ ство весело трясется и гудит! Зато интересно.Смотрите на iPad: как делают экспертизы (видео)На правах рекламы ЗР | ПРОВЕРЕНО ЛАМПЫ Н7КСТАТИ, О РЕСУРСЕD  Чаще всего лампочки перегорают в момент включения: холодная нить имеет низкое сопротивление и порождает большой начальный ток. Поэтому старайтесь без необходимости не переключать фары туда-сюда. Тем более что ближний свет должен быть включен постоянно. D  Заметив, что при выключении двигателя яркость ламп заметно снижается, проверьте напряжение в бортсети. Если оно сильно завышено (больше 14,5 В), быстро выйдут из строя не только лампочки, но и аккумулятор. D  Не покупайте для головной оптики никаких светодиодных поделок, как бы сладко ни пел о них продавец! Настоящие светодиодные фары для «Ауди-R8» стоят несколько тысяч долларов, а универсальных полупроводниковых заменителей мощных ламп сегодня просто не существует. Слабенькие светодиоды, понатыканные в корпус стандартной лампы, светить не могут. Другое дело дневные ходовые огни: там светодиоды свою функцию выполняют достойно. D  Чем больше обещанный световой поток лампы, тем, как правило, меньше ее ресурс. D  Брать лампочку за колбу нельзя – любые загрязнения на ней быстро сгорают, оставляя почернения. Это в итоге повышает температуру колбы и снижает ресурс.Сначала плавно ползем от нуля: надо убедиться, что все лампы исправны и скрытых дефектов нет. Доходим до 14,7 В и в таком режиме гоняем лампочки пару часов. Пока все в порядке, но экстрим еще не начинался. Плавно идем выше... Стоп! «Люстра» чуть меркнет: первый неудачник сходит с дистанции при напряжении 16,5 В. С этого момента прибавляем не более чем по 0,5 В, выдерживая лампы на каждом рубеже по четыре часа. На вольтметре 17,0 В – остается десять участников. 17,5 В – четыре лампы все еще горят! 18,0 В – определена тройка лучших. Наконец, запредельные 18,5 В завершают испытания: первым сдается Ring R477, за ним гаснет «долгоиграющая» HELLA Long Life. И, наконец, в глазах темнеет: OSRAM Ultra Life окончательно снимает нагрузку с источника питания. Чемпион продержался на нашей электрической дыбе примерно 20 часов. В пересчете на обычный режим работы, это… Впрочем, никакойизготовитель, конечно же, не рассчитывает свою лампочку под полуторное превышение напряжения. Эмпирические формулы правильно работают лишь при совсем небольших отклонениях напряжения от номинального. И вообще, любая экстраполяция носит вероятностный характер.СГОРЕВШИЕ НА РАБОТЕЛюбопытно, что первые два места в нашем экстриме заняла продукция с увеличенным заявленным сроком службы. Кстати, лампы для HELLA, по нашим сведениям, делает тот же OSRAM, а потому – двойные поздравления фирме. Заметим, что визуально спираль лампы-победительницы отличалась от прочих чуть большей длиной. В этот раз мы не проверяли светораспределение, поскольку задача была совершенно иная. Однако свои рекомендации можем повторить: мы – за изделия солидных брендов. Вероятность того, что именно они будут светить правильно и долго, все-таки выше.RING R477 3 место Напряжение отказа – 18,5 В HELLA Long Life PX26d 2 место Напряжение отказа – 18,5 ВOSRAM Ultra Life 4210ULT 1 место Напряжение отказа – 18,5 В OSRAM Allseason 64210 5–8 место Напряжение отказа – 17,5 В PHILIPS 12972PR 5–8 место Напряжение отказа – 17,5 ВРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙBOSCH Pure Light 4 место Напряжение отказа – 18,0 ВNARVA 48328 5–8 место Напряжение отказа – 17,5 В NARVA Long life 48329 5–8 место Напряжение отказа – 17,5 В «МАЯК Премиум +50» 9–10 место Напряжение отказа – 17,3 В182 За рулем 11/2011SHO-ME 9–10 место Напряжение отказа – 17,3 В PHILIPS EcoVision 12972 Е 11 место Напряжение отказа – 17,0 ВRING RW1077 12 место Напряжение отказа – 16,5 В