324
325
326
328
330
331
КЛАССИКИ CHEVROLET MASTER DA БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕСЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВАВ этом году марка «Шевроле» отмечает 100 лет. Она прославилась в первую очередь массовыми моделями,  которые пользовались уважением и в Европе. С автомобилем 1934 года под прицелом фотокамеры  Георгия Садкова общался Сергей Канунников.324 За рулем 11/2011 За рулем 11/2011 325 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAМы знакомы всего минут два­ дцать, а ощущение – словно прожили вместе много лет. Автомобиль уж очень уют­ ный, основательный и дружелюбный. Такому веришь с первых минут. А ездо­ выми манерами напоминает куда более молодые европейские модели.Много лет назад некий острослов уму­ дрился пошутить: мол, 60 процентов современных американцев зачаты на сиденьях «шевроле». Чем не при­ знание народности? Эту марку в кон­ церне «Дженерал моторс» с самого начала ориентировали на массового и не самого богатого покупателя. А главными конкурентами автомоби­ лей с крестом на решетке радиатора были «форды». Этот «Шевроле-Мастер DA» родился в 1934-м – в эпоху перемен. Самые страшные годы Великой депрес­ сии были уже позади. Новый курс пре­ зидента Рузвельта дал первые плоды: безработица немного снизилась, а про­ изводство выросло. Конечно, до насто­ ящего подъема было еще далеко, но в тот год продали уже более полу­ миллиона «шевроле», причем львиную долю – именно модели DA, старшей по отношению к более скромной DC. На уроке литературы былых времен «Мастер» назвали бы «типичным пред­ ставителем» – он ничем (вернее, почтиНАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК Бампер, способный пружинить, – эдакий элемент пассивной безопасности.  Полированный кружок в торце дополнительной фары выполнял роль зеркала заднего вида. То, что установлено рядом, – гораздо более позднее дополнение.ничем) не выделялся в ряду массовых американских машин. Рама, высокий кузов с массивными крыльями, длинные рессоры сзади. Рядный шестицилиндро­ вый двигатель объемом 3,35 л в те годы особым достижением уже не считался: «Форд» щеголял доступной «восьмер­ кой». По стоимости заклятые соперники были очень близки. Самый дешевый «Шевроле-Мастер DA» с открытым кузовом обходился в 540 долларов, солидный седан – в 640. «Форды» стоили на 30-40 долларов меньше. Но «Шевроле» обладал неоспоримым преимуществом – независимой пружин­ ной подвеской передних колес, которая делала автомобиль куда комфортней и послушней «Форда» с его поперечной рессорой. Вот откуда ощущение легкости управления. Так и хочется, восполь­ зовавшись почти пустой дорогой, посильней раззадорить машину и побыстрее заправить ее в поворот, несмотря на солидные крены. Хотя мне только кажется, что скорость довольно приличная, на деле километров пять­ десят в час…ИНОСТРАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТВ Европе, куда этот «Мастер» попал в самом начале жизни, «Шевроле» счи­ тался символом солидности и хорошего достатка. Говорят, до Второй мировой войны машина принадлежала врачу. Причем, скорее всего, такому, который326 За рулем 11/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAмог позволить себе принимать пациентов в собственном кабинете. Выезжал он лишь к тем больным, чьи автомобили были не менее престижны, чем докторский, и кто подписывал соответствующие счета за лечение. Кстати, наш врач наверняка ездил с наемным шофером. Автомобиль, хоть и без лимузинной перегородки, сзади по-королевски просторен, а диванобшит мягкой дорогой тканью. Переднее же сиденье по-шоферски непритязательное – кожаное. В Америке тех лет 80 сил мощности не рекорд. Но для Европы, где и моторы в 40–50 л.с. считались отнюдь не слабыми, – очень внушительный показатель. Реклама «Шевроле» гласила: «80 миль в час с 80 лошадиными силами». Думаю, этот седан  Шкала спидометра размечена с огромным запасом: до 150 миль в час.  Запаска в крыле – типичное для машин 1930-х годов решение.  В передней части салона лаконизм и простота внутренней отделки полностью соответствуют статусу массовой модели. Здесь полагается сидеть на практичной, но далеко не роскошной коже.действительно можно было разогнать до 125, а то и 130 км/ч. Только процесс набора скорости был долгим да и удовольствия не доставлял. Нормальная шоссейная скорость «Мастера» – километров семьдесят-восемьдесят. Тогда и автомобиль не напряжен, и водитель с пассажирами в своей тарелке. Длинные задние рессоры и потрясающей комфортности диваны гарантируют На пассажирском сиденье просторно и уютно.  Задние форточки тоже открываются – для вентиляции.  Кузов для этого «Шевроле» построила крупнейшая на тот момент американская кузовная фирма «Фишер».328 За рулем 11/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ CHEVROLET MASTER DAто, ради чего и покупали такие автомо­ били, – удобство и спокойствие. Правда, шоферу, особенно внуши­ тельной комплекции, было тесновато. Неудобнее всего протискиваться между диваном и низким рулем. Тугие педали и не очень податливый рычаг коробки передач – норма тех лет. Главное – не забывать, что тяжелая машина осна­ щена механическими тормозами. Даже при не самом экстренном замедлении спина сама собой вжимается в спинку сиденья, помогая предельно напряжен­ ной ноге. Тридцать четвертый год выдался в мире относительно спокойным: кри­ зис понемногу отступал, по обе сто­ роны океана жизнь становилась сытней и стабильней. Правда, в Германии уже жгут книги и возводят первые конц­ лагеря, а в СССР начинается то, что потом назовут «большим террором». Но до перекроя Европы и очередной мировой войны еще далеко, и думать о подобных вещах в середине 1930-хсовсем не хочется. Особенно сидя в таком «Шевроле».ДОЛГОЖИТЕЛЬМодель «Мастер» появилась в ряду «Шевроле» в 1934-м. Версию DA с базой 112 дюймов (2845 мм) оснащали 80-сильным мотором объемом 3,35 л и трехступенчатой коробкой передач. Фирма предлагала восемь вариантов открытых и закрытых кузовов. Шасси служило также основой для творений сторонних кузовных фирм. В 1934-м построили 454 412 «мастеров DA», в том числе 124 754 седана.ТИПИЧНЫЙ ЯНКИУ этого «Шевроле» целый ряд несо­ ответствий оригиналу. Машина долго служила обычным транспортным сред­ ством. В Европе, особенно не в самой богатой ее части, такие авто даже через 30 лет после рождения вполне удов­ летворяли повседневные семейные нужды. Конечно, выглядели они совсем не модно. Но для тех, кто владел маши­ ной после Второй мировой, это было не самым главным, куда важнее основа­ тельность и надежность конструкции. Раму и некоторые иные узлы до сих пор толком и не реставрировали, а машина ведь вполне на ходу. Капитально же делали когда-то автомобили! Даже народные – как этот «Шевроле». Редакция благодарит Рижский Мотормузей за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.330 За рулем 11/2011 Генеральный партнерПЯТЬ АВТОМОБИЛЕЙ «ЛАДА-ГРАНТА» ОБРЕТУТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ 23 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА**Официальная дата розыгрыша автомобилей среди читателей, заполнивших и выславших анкеты и таблицы для голосования в Гран-при «За рулем»-2012. К участию принимаем анкеты, присланные до 23 ноября.За рулем 11/2011 331