176
177
ЗР ПУСКОЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА КОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОПРИКУРИМ ОТ СЕТИВпереди зима, а значит, у кого-то обязательно не заведется мотор. На сей неприятный случай придуманы пускозарядные устройства. Алексей Воробьев-Обухов решил разобраться как с самим процессом, так и с устройствами на примере четырех образцов.Известно, что зимний пуск – самая сложная задача для аккумуляторных батарей. Их производители соревнуются друг с другом в обещаниях большего (хотя бы на 30 А), чем у конкурента, тока холодной прокрутки, но все это теряет смысл, коли батарея разряжена. Хорошо, если поблизости от места стоянки (например, в гараже или под окнами квартиры на первомэтаже) есть электрическая розетка. Тогда можно использовать те самые пускачи, которые стоят как хороший новый аккумулятор, а то и два-три. (Так не лучше ли держать резервную батарею под кроватью?) Если сделали выбор в пользу прибора, то какой предпочесть?КАК ОНИ РАБОТАЮТМы приобрели четыре устройства: итальянский Imperial 400 Start,российские ЗПУ-135 и «Автоэлектрика Т-1003П», а также российскокитайский AirLine AJS-250-01. Первые два весьма примитивны: это просто мощные трансформаторы с выпрямителем на выходе, амперметр и пара переключателей напряжения. Т-1003П уже имеет автоматическое защитное устройство, не позволяющее подключить его к батарее, если на ее клеммах меньше 7 В. Так бывает, когдаПускозарядно-диагностический прибор Т-1003ПЗаявленный производитель   «Автоэлектрика», Россия Ориентировочная цена  5500 руб.Imperial 400 StartЗаявленный производитель  Telwin,  Италия Ориентировочная цена  9000 руб.Устройство пускозарядное AJS-250-01Заявленный производитель  AirLine Ориентировочная цена  8800 руб.Зарядно-пусковое устройство ЗПУ-135Заявленный производитель   не указан, Тамбов, Россия Ориентировочная цена  3800 руб.176 За рулем 11/2011 аккумулятор не просто посажен в ноль, а еще и нагружен каким-то потребителем, например включены габаритные огни. (Если снять нагрузку и немного подождать, скоро наверняка появятся нужные вольты.) Наконец, последний прибор – вершина технической мысли. Тут уже и высокочастотный инвертор, и бешеная сила тока (270 А) на выходе, и, конечно, защитная автоматика. Предположим, для прокручивания стартера нужно 500 А в течение 10 с. Такой ток ни одно устройство не выдает. Но аналогичная энергия легко закачивается в аккумулятор током 100 А за 50 с. Вот почему все изготовители подчеркивают: подключив «крокодилы» пускачей, не спешите хвататься за ключ зажигания, выждите от двух (AirLine AJS-250-01) до 10 минут. Поэтому не имеет значения, какой именно ток выдает устройство (минимальных 100 А, что обещает Т-1003П, хватит). Но это правило не работает в лютый мороз: батарея откажется принимать заряд, крутить стартер пускачу придется в одиночку – хоть через 10 минут, хоть через час. С этой задачей справится только AirLine AJS-250-01. Проверка показала: он реально выдает 274 А. Но не обошлось без ложки дегтя: провода в месте заделки «крокодилов» сильно раскаляются и, если вам не хватит 15 с для пуска, могут загореться! Второй нюанс: прибор в этом режиме потребляет из розетки 4,3 кВт. Не всякая домашняя электросеть выдержит такую нагрузку! Обычно автоматы защиты срабатывают уже при 10 А (2,2 кВт), а то и раньше.Неясным осталось предписанное ограничение времени пуска – всего 3 с. С одной стороны, так быстро мотор может и не пуститься, с другой (об этом ниже) – прибор должен выдержать куда более долгий промежуток. Похоже, составители инструкции просто перестраховались. Изготовители AirLine AJS-250-01 против истины почти не погрешили, прибор даже выдал на 24 А больше заявленных 250 А, перебрав всего 300 Вт потребляемой мощности. Но вот обещанных 30 с в режиме пуска наш экземпляр точно не выдержит. И все по вине плохой заделки проводов в «крокодилах». Тем не менее мы выбрали в качестве лучшего именно это изделие – за его способность в одиночку (то есть без помощи аккумулятора) крутить стартер. А зимой это критически важное преимущество.ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛОИспытывая приборы, мы сравнили их реальные характеристики с заявленными в описаниях. Все изготовители хоть в чем-то, да приврали. Тамбовский ЗПУ-135 обещал на выходе 170 А при скромнейшей потребляемой мощности – 450 Вт. На деле максимальный ток отдачи достиг лишь 82,5 А, но уже при нем от сети потребовалось 1,7 кВт. Не зря производитель (кстати, единственный) поставил на входе предохранитель на 10, а не на 2 А! «Автоэлектрика Т-1003П» выдала всего 68,7 А вместо заявленной сотни. Зато потребовала 850 Вт вместо обещанных 1200 Вт. Итальянский агрегат хоть и пугал потребляемой мощностью в 6,4 кВт (как это возможно даже при 16-амперном домашнем сетевом предохранителе?), на деле обошелся относительно скромными 2,8 кВт, выдав пусть не заявленные 180 А, но все же вполне достойные 154,3 А.ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ НИКОМУ. НАМ – МОЖНО!Наиболее высокую культуру производства продемонстрировали AirLine AJS250-01 и Imperial 400 Start. В первом мы обнаружили современную высокочастотную силовую электронику, во втором – выбранный явно с запасом трансформатор и два защитных термодатчика, защищающих его и диодные мосты от перегрева. Вместе с приличным пусковым током это позволило присудить «итальянцу» второе место. Что касается отечественных приборов, то в глаза бросилась небрежность сборки и странная, никчемная экономия, граничащая с жадностью. Например, довольно тяжелые силовые трансформаторы почему-то прикрутили всего парой винтов (при четырех лапах крепления!). А в Т-1003П и эти два болтика не затянули вовсе, так что трансформатор слегка подпрыгивал при работе и переноске. Еще один саморез, соединяющий части корпуса, решили (видимо, в спешке) забить молотком. Зато Т-1003П единственный в компании оснащен цифровым вольтметром-амперметром, что позволяет использовать его не только для пуска или зарядки аккумулятора, но и для диагностики исправности генератора и стартера. На этот счет в инструкции дан подробный алгоритм действий. Мы не могли не проверить, почему же так греется провод в заделке «крокодила» у AirLine AJS-250-01. Причина, судя по всему, в недостаточном усилии обжатия. Если пропаять соединение, проблема исчезнет. Носит она единичный характер или массовый, предлагаем выяснить изготовителю.На правах рекламы