150
151
152
154
РУКИ ГАЗ‑14 «ЧАЙКА» АВТОРЫНОК | ВТОРЫЕДРИМ-КАРТак сложилось, что все легендарные автомобили, побывавшие в этой рубрике, были сугубо импортные. Это вовсе не значит, что среди раритетов made in USSR нет ничего достойного. В канун двадцатилетия распада империи Максим Приходько приценился к настоящей машине времени – «Чайке». Фото Георгия Садкова.Распад Союза и последующее развитие капитализма в стране были особенно заметны в автомобильном плане. «Жигули» и «волги», недавний предмет гордости и символ достатка, почти без боя сдавали позиции подержанным «мерседесам», «линкольнам» и прочим «тойотам», хлынувшим в пределы бывшего СССР. В забугорных авто были мощные моторы, коробки-автоматы, кондици­ онеры и всевозможные электроприводы. Ничего этого наша промышленность дать не могла. Точнее, могла, но не для всех. Вышеперечисленное водилось лишь в правительственных ЗИЛах или обкомовских «чайках». Впрочем, почувствовать себя входящим в высший эшелон власти тех времен можно и сегодня. Цена вопроса – полтора миллиона рублей. Ровно столько просят за неплохо сохранившийся 25‑летний ГАЗ‑14: пробег 77 000 км,мотор 220 сил, автомат, кожа, электростеклоподъемники и кондиционер размером с мотопомпу. За эти деньги можно взять и новый «Ауди-А6», но кто тогда посмотрит вам вслед?КРЫЛО «ЧАЙКИ»Последнюю версию модели выпускали до 1988 года, так что это не совсем махровое ретро, а машина, пригодная для каждодневных разъездов. Естественно, с поправкой на аппетит – под 30 л бензина на сотню. Первым делом совершаю пеший круг почета вокруг ГАЗ‑14. Да, «Чайка» и сегодня внушает уважение своим видом даже большее, чем ставший ныне тривиальным S‑класс. Вообще, советские лимузины выставляют на продажу, как правило, в двух вариантах сохранности: либо полные «дрова», либо музейный экспонат. Но этот вариант нечто среднее: в музей его, скореевсего, не поставят, о чем чуть позже, но и до хлама, к счастью, далеко. Естественно, «Чайку» красили, одна работа потянула на 70 000 рубликов. Лишь паучки ржавчины кое-где по кузову выдают истинный возраст. Стекла всех четырех фар несут на себе клеймо «Сделано в России» – косвенный признак того, что заявленный пробег честный. И потом, фары подходят от вазовской «шестерки». На машине сохранились аутентичные зеркала заднего вида, и это здорово, ведь замена станет в копеечку: левое стоит 3000 рублей, правое вообще страшный дефицит. После того как в 1997 году эта «Чайка» сошла с довольствия Автопредприятия № 1 Управделами Президента РФ, добывание запчастей и расходников легло на плечи второго хозяина авто. За это время он поменял пороги (каждый по 10 000 рублей)150 За рулем 11/2011 На правах рекламы РУКИ | ВТОРЫЕ ГАЗ‑14 «ЧАЙКА»Смотрите на iPad: салон ГАЗ-14 во всей красеи две задние двери (15 000 за штуку). В остальном кузов на пятерку. Конечно, даже сегодня нет такого магазина, где купишь запчасти на «Чайку», но не надо расстраиваться. Недолгие поиски в Интернете показали, что детали на нее отнюдь не дефицитны – были бы деньги. У реставраторов, коллекционеров и собирателей всевозможных артефактов я сумел найти много чего: детали подвески, навесное оборудование мотора и кое-что по кузову. Машина обута в почти новые импортные шины, пластик фонарей блестит, к внешности претензий нет. Хотя вру, есть! «Чайка» тонирована по кругу на манер пацанской «девятки». В оригинале-то шторки были… Теперь экскурсия в салон. Он перешит, кругом кожа. Даже массивная передняя панель ею обшита – вот из-за чего такое авто не возьмут в музей. (Оригинальная версия выглядела так: для водителя кожа, пассажирам велюр.) С другой стороны, семиместный салон  В оригинале передние кресла тоже должны быть кожаные, правда, другого цвета – черного. отделан отлично, он не хуже, чем у американских лимузинов той поры. Во всяком случае, восседать на заднем диване очень удобно. А как ласкают взор кнопки и клавиши с надписями по-русски! Посидев сзади, перебираюсь за руль. Посадка ближе к «жигулевской», людям роста выше среднего тут и вовсе неудобно. Обзорность из-за огромного по сегодняшним меркам руля не ахти, но мало кто тогда был этим озабочен. Да и машин столько  Хромированные флажки управляют стеклоподъемниками.   Этот радиоприемник мало того что родной, он еще и работает. Настоящая машина времени.   Салон рассчитан на семерых. Средний ряд убирается. В левом заднем подлокотнике спрятан дополнительный пульт управления радиоприемником.  Запас прочности климатики можно оценить даже на глаз. Умели раньше делать ветродуи.   А вот эта заглушка роднит «Чайку» с любой «копейкой» из того времени. «Флажок», запирающий треугольное стекло, не выдержал испытания временем.   Следы ржавчинки на молдинге такого автомобиля сродни звездочкам у хорошего коньяка.152 За рулем 11/2011 РУКИ | ВТОРЫЕ ГАЗ‑14 «ЧАЙКА»  Даже спустя 25 лет с момента выпуска машина не утратила солидности и основательности. А как уважают ее на дороге!  Фары подходят от «шестерки». На этой машине именно такие и стоят.   В оригинале «Чайка» была обута в специальные шины «Гранит». Спустя годы им подобрали импортную замену. Колпаки родные, что очень ценится реставраторами.НАША СПРАВКАна дорогах не водилось. Всевозможные электроприводы работают, кнопки нажимаются – в общем, всё на уровне. Кстати, замок зажигания больше напоминает личинку на почтовом ящике. Но это так, к слову. Переходим к матчасти. Конечно же, сил. 220 сил выдавала и, надеюсь, выдает родная газовская «восьмерка». Чирк! Двигатель «Чайки» сыто заурчал. Это заезженное сравнение лучше всего передает звучание мотора на холостых. Коленчатый вал снабжен гасителем крутильных колебаний, что вкупе с гидравлическими толкателями заметно снижает шумность агрегата. Кстати, если толкатели выйдут из строя, приготовьте за комплект 40 000 рэ, по 2500 за каждый. Двигатель держится молодцом, но, если надумаете брать такую машину, обязательно замените в нем все прокладки, а также подушки крепления. Всё вместе потянет на 10 500 рублей. Но это еще что! Скажем, масляный насос автоматической трехступечатой коробки меньше чем за 20 000 рублей не найти. Агрегат в сборе, хотя и б/у, может стоить и 70 000, и 100 000 рублей – как повезет. Зато ревизия подвески обойдется в сущие пустяки. Скажем,220, НО НЕ ВОЛЬТВторое (последнее) поколение «Чайки» ГАЗ‑14 выпускали с 1976 по 1988 год. Маши‑ на предназначалась исключительно для слу‑ жебного пользования и никогда не была в свободной продаже. Двигатель объ­ емом 5,5 л и мощностью 220 л.с. разгонял авто‑ мобиль до 100 км/ч за 15 с, максимальная скорость составляла 175 км/ч. На «Чайке» ГАЗ‑14 дисковые тормоза передних колес, фароочиститель струйного типа, гнутые атер‑ мальные боковые стекла, бесшкворневая пе‑ редняя подвеска и кондиционер. Примеча‑ тельно, что он устанавливался в багажнике и охлаждал лишь VIP-салон. Модификация кабриолет, ГАЗ‑14-05, была создана по зака‑ зу Министерства обороны СССР для прове‑ дения военных парадов в округах. Таких ма‑ шин было построено 15 штук. Не менее ин‑ тересна «Чайка»-универсал: эти неотлож‑ ки собирали в Латвии на заводе РАФ по за‑ казу 4‑го Главного управления Министер‑ ства здравоохранения СССР. Всего выпущено 1120 автомобилей ГАЗ‑14.новый амортизатор стоит 6000 рублей, комплект тормозных колодок – 3500–4000 рублей. Шаровые опоры, коих здесь четыре, уложатся примерно в такую же сумму. Внимательно вглядываясь в материальное воплощение советского автомобильного прошлого, я никак не мог дождаться главного – пробной поездки. Понимая, что данное авто в некотором роде вовсе не средство передвижения, а объект вложения денег, за руль не просился – эмоций хватило и без того. Хребтовая рама, длинная база, мягкие рессоры в задней подвеске – все настраивало на неспешное и комфортное путешествие, в ходе которого я понял, что тонировка здесь все-таки во благо. Дорогу уступали даже пешеходы! Как вы, наверное, догадались, «машину времени» я не купил. На каждый день дорого, до дачи и обратно и вовсе разорительно. Просто уж больно хотелось прокатиться на насто­ ящем, как тогда говорили, членовозе. Короче, такой автомобиль если и покупать, то напрочь отключая чувство самоконтроля и оставляя одни эмоции. Кстати, нынешний владелец машины ее восстановил, прокатился и понял, что у него теперь другая автомечта. Поэтому и продает «Чайку» в надежде, что найдется тот, для кого ГАЗ‑14 пока не взятый рубеж. Так сказать, дрим-кар.154 За рулем 11/2011Благодарим ООО «Союз Бетон» за предоставленный автомобиль.